Решать
Вариант 4 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Много дней коч..вал я по (У/у)ралу.
Однажды осенью пр..в..лось мне н..ч..вать у знакомого ст..рика на (У/у)рженском озере. Изба тёплая и чистая, а за окном стон..т октябр..(з/с)кий2 ветер, который (не)навид..т каждый рыбак. Кажется, что на дв..ре ярос..но бор..тся3 какие-то звери. С оз..ра донос..т..ся стоны и шум сухого камыша4. Утки зябнут (не)могут усп..коит..ся всю ноч.. и всё время чего(то) тревож..т..ся.
Бедному м..ему (Ш,ш)арику с..годня (не)может..ся, он верт..т..ся взвизгивает и по вр..менам начина..т ла..ть. В сенях спит за..ц и во сне стучит лапой по полу. Ст..рик у пе..ки воз..т..ся с сам..варом. Наконец усаж..ва..мся пить чай. Я ра(з/с)спраш..ваю ст..рика о зайце. Рыбак люб..т побесед..вать и охотно ра(з/с)сказ..ва..т интерес..ную историю.
(По К.Г. Паустовскому )
Много дней кочевал я по Уралу.
Однажды осенью привелось мне ночевать у знакомого старика на Урженском озере. Изба тёплая и чистая, а за окном стонет октябрьский ветер, который ненавидит каждый рыбак. Кажется, что на дворе яростно борются какие-то звери. С озера доносятся стоны и шум сухого камыша. Утки зябнут, не могут успокоиться всю ночь и все время чего-то тревожатся.
Бедному моему Шарику сегодня не можется, он вертится, вздрагивает и по временам начинает лаять. В сенях спит заяц и во сне стучит лапой по полу. Старик у печки возится с самоваром. Наконец усаживаемся пить чай. Я расспрашиваю старика о зайце. Рыбак любит побеседовать и охотно рассказывает интересную историю.
Задание 2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
октябрь — корень, ск — суффикс, ий — окончание, октябрьск — основа слова.
Октябрьский от октябрь-суффиксальный
(3) - морфологический разбор слова;
борются
1. Борются (что делают?) - глагол, н. ф. - бороться.
2. Пост. - несов. вид, возвр., непереходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
С озера доносятся стоны и шум сухого камыша
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа: стоны (и) шум (однородные подлежащие, выражены существительными); доносятся (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (шум) камыша – дополнение, выражено существительным (возможно определение), (камыша) сухого – определение, выражено прилагательным; (доносятся) с озера – обстоятельство, выражено существительным с предлогом.
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: заяц;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 4 буквы и 5 звуков, так как буква я обозначает два звука после гласного - [й’] и [а].
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
досуг, сливовый, баловник, кухонный
досУг, слИвовый, баловнИк, кУхонный
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На другой день я простился с генералом и отправился к месту моего назначения.
предл., мест., сущ., мест., гл., предл.,сущ., союз, гл., предл., сущ., мест., сущ.
Задание 6Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) пятеро одноклассников
2) вкусный кольраби
3) ляж на пол
4) говорил более медленно
вкусная кольраби, ляг на пол
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маленькие дети приходят кормить птиц.
2) Шиповник это дикая роза.
3) Мы учили стихи Александра Сергеевича Пушкина и басни Ивана Андреевича Крылова.
4) Величав и красив новый город.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Шиповник – это дикая роза.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
2) Троекуров приезжал на другой же день на место пожара и сам производил следствие.
3) Андрий стоял ни жив ни мертв.
4) Ты Андрюша что делаешь?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Ты, Андрюша, что делаешь?
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1) Язык жестов в последнее время привлекает особое внимание учёных-этнографов, лингвистов, психологов, педагогов.
(2) Жест национален. (3) По-разному здороваются, прощаются люди разных национальностей. (4) Когда встречаются мужчины-латиноамериканцы, они обнимаются. (5) Полинезийцы обнимаются и потирают друг другу спину. (6) Эскимосы слегка ударяют друг друга кулаками по голове и плечам. (7) Двое курдов хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и попеременно целуют друг друга. (8) Лапландцы при встрече трутся носами. (9) Жители острова Самоа обнюхивают друг друга. (10) Йеменцы, египтяне здороваются, прикладывая ладонь ко лбу. (11) Некоторые африканские народы, здороваясь, передают друг другу какой-нибудь предмет, чаще всего тыкву. (12) Иногда африканцы обнимаются, касаясь друг друга щеками. (13) В прежние времена китайцы при встрече пожимали руки самим себе. (14) Этим жестом теперь современный оратор приветствует своих слушателей.
(15) Можно сказать, что тема жестов, имеющих древнюю историю, продолжает оставаться актуальной не только для учёных, но и для любознательных читателей.
Задание 9Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Язык жестов отличается в разных национальных группах, потому эта тема привлекает внимание ученых и любознательных людей.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Язык жестов в последнее время привлекает внимание ученых.
2) Жесты национальны: каждая национальность по-своему здоровается и прощается.
3) Тема жестов остается актуальной не только для ученых, но и для любознательных читателей.
Задание 11Как современный оратор приветствует публику?
Ответ может быть сформулирован так:
Современный оратор пожимает руку сам себе.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12Определите и запишите лексическое значение слова "язык" из предложения 1.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Язык – система знаков для передачи информации.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
От испуга Паша прикусил язык.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13Определите стилистическую окраску слова «актуальный» из предложения 15, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: актуальный – книжная/ научная;
2) подбор синонима к данному слову.
Актуальный – значимый, важный, животрепещущий.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Может быть подобран другой синоним
Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма
попасть впросак. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
попасть впросак - оказаться в неприятном, неловком или невыгодном положении из-за своей оплошности или неосведомлённости;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Коля ещё не освоил правила новой для него командной игры. Но он не решался задавать вопросы тренеру, потому что боялся попасть впросак.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма