Текст ЕГЭ. Ю. Бондарев. О литературе/ языке.
(1)Что же такое категория красоты в литературе? (2)Тут возникает миллион вопросов, миллион сомнений.
(3)Красота в отдельных разительных словах? (4)Сравнениях? (5)Метафорах? (6)В ритме?
(7)Или единственная красота - это правда действительности, а литература-лишь вторичное, бледный слепок окружающего мира?
(8)И всё-таки литература - это вторая жизнь, сконцентрированная во времени. (9)Эта увиденная художником глубина истины и есть эстетическая красота в искусстве. (10)Та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти. (11)Правда и красота - это познанная сущность характера, явлений, вещей, в которую проник художник сквозь внешнюю их форму.
(12)Каковы же средства познания мира? (13)Главное орудие художника - зрение и слух, реализованные в слове, в мысли. (14)Мысль посредством слова. (15)И слово как выражение мысли. (16)Это нерасторжимо.
(17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затёртым или незатёртым только потому, что оно выражает то или иное понятие.
(18)Настоящий художник использует слова, сочетания слов как необходимость, как инструмент, без которого невозможно совершить чудо познания. (19)И дело не в так называемых гладких словах, не в гладкописании фраз. (20)Серьёзная проза не может ставить себе цель быть образцово-показательной, рационально построенной, так что глазу не за что зацепиться. (21)Это ложноклассическое совершенство (во имя ложно понятой красоты) вызывает у нас серую скуку, глаза равнодушно скользят по фразам, ни на чём не задерживаясь, - мы не испытываем волнения. (22)Слово обретает силу только в том случае, если оно отражает действительность. (23)Слово имеет цвет, звук, запах, которые, в свою очередь, обладают энергией, эмоциональностью. (24)Эта же энергия возникает при точной расстановке слов, при точном эпитете, точном глаголе, точно найденном ритме, ярком сюжете самой фразы, ибо каждая фраза аккумулирует сюжет, мысли, чувства, заряд добра и зла, чёрного и белого, отрицания и утверждения, стыдливой иронии или же парадоксальности.
(25)Слово - это собственное «я» художника, реализация его восприятия. (26)Но словами как первоэлементом человеческого общения оперируют все люди, независимо от того, насколько наделены они чувством гармонии, глубины и красоты. (27)Художник же одарён от природы особой способностью изображать на бумаге словами не плоскостной слепок человека, окружающего мира, отдельного предмета, а глубину его, ощутимую, направленную форму, высекающую чувства и мысль, открывающую в человеке все замочки души.
(По Ю. Бондареву*)
*Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924) - русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.