(1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагогики. (2)Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. (3)С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. (4)Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. (5)Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. (6)Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. (7)С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. (8)Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту всё. (9)До конца следовать избранному пути. (10)Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.
(11)Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, — только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, — и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух. (12)Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: «Женщины ещё послужат нашему отечеству в трудную минуту!!!» — это после встречи с декабристами в Тобольске. (13)А женщины у Толстого и Тургенева? (14)Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. (15)И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухомлинским:
(16)«Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. (17)Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. (18)Для девушки это особенно важно. (19)Ты — будущая мать. (20)Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. (21)Ты женщина, а настоящая женственность — это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (22)Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. (23)Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. (24)Любовь и легкомыслие несовместимы».
(25)И требования к будущему мужу и отцу:
(26)«Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине — жене, матери своих детей, своей матери.
(27)Отношение к женщине — тончайшая мера побуждения совести. (28)Умей любить мать своих детей, умей дорожить её здоровьем, красотой, честью. (29)Умей защищать и оберегать её от болезни, изнурения, несправедливости. (30)Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.
(31)Хам в отношении к женщине — хам во всех отношениях. (32)Уважать женщину — значит уважать жизнь». (33)И требования к супружеской жизни:
(34)«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. (35)Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни». (36)Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности.
(По Ю. П. Азарову)