Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов» для итогового сочинения

Роман И. А. Гончарова «Обломов» (опубликован в 1859 году) завершает развитие русского романа и галерею образов «лишних людей» в отечественной литературе. Произведение исследует жизнь русского дворянства дореформенной эпохи через призму проблемы «героя времени». Гончаров, будучи писателем-психологом, исследует общечеловеческие проблемы — действие и бездействие, смысл жизни, любовь и счастье, что делает произведение универсальным аргументом для многих направлений итогового сочинения.
Цель этой статьи: Представить ключевые аналитические тезисы и сюжетные блоки романа, которые могут служить "заготовками" аргументов для раскрытия различных тем, связанных с нравственностью, смыслом жизни, целью и т.д. 

Трагедия «Обломовщины» и пассивность

Ключевые понятия: жизненные цели, смысл жизни, духовная деградация, влияние среды.

Основная идея: Духовная деградация Ильи Ильича Обломова — закономерный результат барского воспитания, где труд воспринимался как наказание, а покой — как идеал бытия.

  • Происхождение порока: «Обломовщина» — это социально опасное явление русской жизни. Корни его заложены в детстве героя (глава «Сон Обломова», названная «увертюрой всего романа»). В Обломовке труд воспринимался как «наказание, наложенное еще на праотцев наших». Жизнь в Обломовке была сосредоточена на праздности и заботе о пище.

  • Идеал и его цена: Илья Ильич с детства сохранил веру в «идеально покойную сторону человеческого бытия». Он стремится к покою, что символизирует его окончательную духовную смерть.

  • Нереализованный талант: Обломов — «личность незаурядная» с «золотым сердцем», но он сам признается, что его талант «лежит, как золото в недрах горы», и давно должен был стать «ходячей монетой», но не был реализован.

  • Следствие лени: Критик Н. А. Добролюбов считал, что «все началось неумением надевать чулки и закончилось неуменьем жить». Это подчеркивает пагубность бездеятельности и ее разрушительное воздействие на личность.

Как использовать в сочинении: Используйте "Обломова" для аргументации тезисов о том, что жизнь без цели или равнодушие ведут к духовной гибели. Также можно использовать главу «Сон Обломова» для анализа влияния среды и воспитания на формирование характера.

Конфликт деятельности и бездеятельности (Обломов и Штольц)

Ключевые понятия: выбор, успех, противостояние личности и общества. Сопоставление героев является центральным композиционным приемом.

Основная идея: Гончаров противопоставляет два жизненных пути — пассивную мечту (Обломов) и активный, но лишенный глубокого смысла труд (Штольц), осмысляя таким образом проблему героя времени.

  • Деятель Штольц: Андрей Штольц — антипод Обломова, олицетворяющий новый тип деятеля. Он рационалистичен и для него труд — «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц не знал «преданий, ни традиций» и стремится к «настойчивости в достижении целей».

  • Критика общества: Обломов критикует петербургское общество за бездуховность, лицемерие и фальшь. Он предпочитает бездействие «деятельной бездуховности», называя членов света «мертвецами, спящими людьми, хуже меня». Он осуждает «вечную беготню», «вечную игру дрянных страстишек».

  • Вопрос о смысле труда: Обломов ставит перед Штольцем философский вопрос: «Андрей, для чего ты работаешь?» — «Для работы». Это указывает на «душевную ограниченность» рационалиста и его неспособность ответить на вопрос о конечном смысле деятельности.

  • Авторская оценка Штольца: Гончаров не идеализировал Штольца. Критики признали образ Штольца «художественной неудачей» и «искусственным построением». Ольга в браке со Штольцем заскучала, что намекает на неполноту его жизненного идеала.

Как использовать в сочинении: Штольц и Обломов дают готовый контраст для тем, требующих сравнения двух жизненных позиций. Можно использовать критику Обломова для анализа темы общества и социального зла.

Испытание любовью и нравственный выбор

Ключевые понятия: счастье, любовь, ценности, трусость/смелость (любовь в романе выступает как нравственное испытание).

Основная идея: Любовь как катализатор перемен: Ольга пробуждает Обломова к жизни, но его неспособность к действию приводит к выбору покоя, что является духовной трагедией.

  • Ольга Ильинская — деятельное начало: Ольга, являясь «высшим идеалом», стремится пробудить Обломова. Ее любовь — это «любовь-долг». На время Обломов преобразился: он перестал носить халат и «протестовал, жаловался, спорил».

  • Нравственное поражение: Любовь потребовала «строгой истории» — работы над делами, переезда, оформления Обломовки. Обломов, «лишенный силы воли», оказался неспособен к такому образу жизни. Он совершает «нравственное самоубийство», сознательно отступая от Ольги, выбирая «покой» и избегая «бурь».

  • Агафья Матвеевна — окончательный покой: Обломов находит утешение в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая воплощает «необозримый, как океан, и нерушимый покой жизни». В ее доме на Выборгской стороне Обломов обретает «вторую Обломовку», что становится его «счастливым затуханием» и окончательной духовной смертью.

Как использовать в сочинении: Применимо к темам о трусости (неспособность действовать перед лицом трудностей), роли любви в жизни человека и выборе между долгом и покоем. Разрыв с Ольгой — яркий пример того, как человек убегает от реальности.

Гуманизм Обломова и роль искусства

Ключевые понятия: Роль искусства, внутренний мир человека, добро и зло.

Основная идея: Обломов, несмотря на свой порок, сохранил гуманное начало, что позволяет Гончарову через героя высказать свою позицию о назначении искусства.

  • Нравственный идеал: Обломов обладает «чистым, светлым и добрым началом» и «золотым сердцем». Он сохранил веру в «дружбу, в любовь, в людскую честь».

  • Назначение искусства: В споре с литератором Пенкиным Обломов утверждает, что в искусстве должны проявляться человечность и любовь (гуманитет). Он требует, чтобы искусство не глумилось над падшим человеком, а «будило любовь к человеку».

  • Призыв к состраданию: Обломов формулирует свой гуманистический принцип: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать».

Как использовать в сочинении: Этот эпизод напрямую подходит для тем о роли искусства (литературы, книги) в жизни человека и о сострадании/милосердии. Можно использовать этот тезис, чтобы показать, что даже в «Обломове» заложены «зачатки русского богатырства», но они были погребены средой.

Ключевые проблемы «Обломова» для подготовки к итоговому сочинению


Тематический разделТема сочиненияПример из «Обломова»
Жизненные цели, смысл жизни, успех (Духовно-нравственные ориентиры...)Можно ли жить без цели? / Что может исказить жизненный путь человека?Жизнь Обломова является примером гибели незаурядной личности, которая не нашла применения своим силам. Отсутствие цели и крепостническое воспитание привели к апатии и бездеятельности, в то время как Штольц утверждает, что «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни».
Смелость и трусость (Духовно-нравственные ориентиры...)Когда человек стремится убежать от реальности? / Что такое преступление против самого себя?Обломов, испугавшись «строгой и серьезной действительности» брака, совершает нравственное самоубийство, возвращаясь к халату и покою. Он болезненно чувствовал «тяжесть, мешающую всему» в его жизни, но не нашел в себе воли, чтобы преодолеть собственную леность.
Равнодушие (Духовно-нравственные ориентиры...)Почему говорят, что труд — лучшее лекарство от тоски и уныния? Обломов, наделенный «золотым сердцем», тем не менее страдает от «тоски и уныния» (хандры), поскольку его душа не трудится. Его безделье «развращает героя, делает его жизнь бесполезной».
Личность и общество. Влияние среды (Семья, общество..."Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом? / Влияние средыОбломов, критикуя пустоту петербургского общества — «вечную беготню взапуски» и «вечную игру дрянных страстишек», — предпочитает остаться в бездействии. Он сознательно отгораживается от общества, которое называет «мертвецами», но взамен не находит созидательного пути.
Счастье. Ценности. Смысл жизни (Семья, общество..."От чего зависит счастье? / Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?Гончаров противопоставляет две модели счастья: идиллию рационального быта (Штольц и Ольга, где «все была у них гармония и тишина») и «элементарное семейное счастье» Обломова и Агафьи Матвеевны, которое является «житейским застоем» и духовной гибелью героя.
Роль искусства (литературы, книги) в жизни человека (Природа и культура...)Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?Обломов высоко ценил искусство, требуя, чтобы оно «будило любовь к человеку». Он отстаивает «гуманитет», призывая литераторов: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его... а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя».

Темы сочинения взяты из статьи "Банк тем итогового сочинения"

Представленные в статье аргументы — это основа для вашей работы. Чтобы превратить их в блестящее сочинение, рекомендуем обратиться к специализированным пособиям:
• «300+ аргументов к итоговому сочинению» — поможет подобрать точные цитаты и выстроить логичные доказательства
• «Итоговое на ЗАЧЁТ» — содержит ключевые фрагменты произведений для цитирования и анализа

Эти материалы помогут не только освежить в памяти текст романа, но и сделать ваши аргументы по-настоящему убедительными.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent