Все темы итогового сочинения с 2014 по 2024 гг.

Подготовка к итоговому сочинению стала проще!
Мы проанализировали и систематизировали все темы с 2014 по 2024 год — более 1000 формулировок — и создали удобную структуру для эффективной подготовки.
Что мы сделали:
  1. Сгруппировали темы по смыслу внутри каждого направления, чтобы вы могли легко ориентироваться в материалах.
  2. Объединили похожие и одинаковые по смыслу формулировки через знак «/». Это поможет подбирать универсальные аргументы для целой группы тем.
  3. Добавили пометки для тем, которые встречались в 2022, 2023 и 2024 годах, чтобы вы могли уделить им особое внимание.
Системную подготовку к сочинению обеспечат пособия «Итоговое на "ЗАЧЁТ"» с ключевыми текстами и сборник «300+ аргументов» для сильных доказательств.

Содержание:

Темы раздела "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"

Добро и Зло: природа, борьба, выбор

  1. Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые?
  2. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»? 
  3. Может ли доброта победить жестокость? Как противостоять жестокости? / Как бороться со злом? (2022)
  4. Как связаны между собой равнодушие и жестокость? / Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
  5. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
  6. Страдают ли жестокие люди?
  7. Верно ли, что добро и зло коренится в душе каждого человека? / Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека? / Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  8. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
  9. Всегда ли легко различить добро и зло? / Верно ли утверждение: «зло, чтобы существовать, должно притворяться добром»?
  10. Верно ли утверждение: если человек не служить добру, то он помогает злу?
  11. Почему жестокость разрушительна?
  12. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  13. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
  14. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

Цель и средства

  1. На пути к благородной цели все ли средства хороши? / Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?
  2. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью? (2022)
  3. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
  4. Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?
  5. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям? / Почему говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями?
  6. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?

Жизненные цели, смысл жизни, успех

  1. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей? / Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  2. Какие жизненные цели Вы считаете ложными?
  3. Какую жизненную цель можно назвать благородной? (2022) / Какую мечту можно назвать благородной? (2024)
  4. Какие цели в жизни можно считать главными? / Какие цели могут стать смыслом жизни?
  5. Зачем нужны цели в жизни? / Почему в жизни человека обязательно должна быть цель? (2024)
  6. Что для Вас является жизненным успехом?
  7. Ради чего стоит жить? / Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Счастье

  1. Что делает человека подлинно счастливым? (2022) 
  2. Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?
  3. Что мешает человеку быть счастливым? (2023)
  4. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
  5. Что вкладывается в понятие «счастье»? / Кого можно считать счастливым человеком?
  6. «Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией А.С. Пушкина? (2023)

Милосердие, доброта, отзывчивость

  1. Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
  2. Какие жизненные события могут научить доброте?
  3. Как связаны добро и радость?
  4. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»? / Как связаны великодушие и милосердие?
  5. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека? / Почему люди высоко ценят отзывчивость? (2024)
  6. В чём заключается сила доброты? / 
  7. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
  8. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна? / Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда бескорыстны?
  9. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»?
  10. Добрым рождаются или становятся? / Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
  11. Какого человека называют отзывчивым? / Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? / 
  12. Какого человека можно назвать добрым? / Что значит быть добрым?
  13. Трудно ли делать добро? / Трудно или легко делать добро? / Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
  14. Как связаны доброта и способность к состраданию? / Как связаны великодушие и сострадание?
  15. Почему, делая добро другим, человек помогает самому себе? / Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
  16. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
  17. В каких поступках человека проявляется доброта? (2024)
  18. Почему так трудно отвечать добром на зло? / Правильно ли отвечать злом на зло? 
  19. Может ли доброта навредить?
  20. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
  21. Зачем нужно делать добро?

Честь и бесчестие

  1. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? / Как Вы понимаете слово «честь»? / Что такое честь?
  2. Почему трусость связывают с бесчестием?
  3. Почему надо «беречь честь смолоду»? / Почему человеку важно не запятнать свою честь? (2023)
  4. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?
  5. Честь – это норма или принцип одиночек?
  6. Честь и совесть: как связаны эти понятия? (2022) / Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
  7. Что означает «идти дорогой чести?» 
  8. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом? / Актуально ли понятие чести для современного человека?
  9. Может ли честь оказаться дороже жизни? / Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
  10. Какой поступок можно назвать бесчестным? / Кого можно назвать бесчестным человеком?
  11. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
  12. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
  13. Какими качествами должен обладать человек чести? / Кого можно назвать человеком чести?
  14. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
  15. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
  16. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
  17. Можно ли считать честь предрассудком? (2024)
  18. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?

Совесть, раскаяние, вина

  1. Как Вы понимаете слово «долг»?
  2. Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?
  3. Как Вы понимаете утверждение, что главное условие исправления преступника – осознание своей вины?
  4. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? / Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  5. Как Вы понимаете слово «совесть»? / Что значит быть совестливым человеком?
  6. Грех и раскаяние в жизни человека. / Что такое раскаяние?
  7. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? / Можно ли назвать совесть главным судьёй?
  8. Можно ли заставить человека раскаяться?
  9. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
  10. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
  11. Возможно ли всегда поступать по совести?
  12. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев А.С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»? (2023)
  13. Можно ли обмануть совесть? (2024)
  14. Почему совесть не всегда спасает нас от неправильных поступков? (2024)

Любовь

  1. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями? / Как любовь помогает справиться с отчаянием?
  2. Как связаны понятия "любовь" и "ответственность"? (2022) 
  3. Требует ли любовь от человека работы над собой?
  4. Когда любовь становится испытанием?
  5. Что мешает взаимопониманию между любящими? / Что мешает счастливой любви? / Он и она: в чём причины непонимания?
  6. Помогает ли любовь лучше понять самого себя? / Помогает ли любовь понять себя? / Любовь как путь самопознания.
  7. Что важнее: любить или быть любимым? / Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  8. Что нужно, чтобы любовь между мужчиной и женщиной не иссякла? / В чём секрет гармоничных отношений между мужчиной и женщиной?
  9. Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести?
  10. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…» / Способна ли любовь изменить человека?
  11. Что может привести к разрушению любви?
  12. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь? / Какие качества раскрывает в человеке любовь?
  13. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)
  14. Почему любовь не всегда приносит счастье? (2024) / Может ли любовь нести человеку несчастье? / Любовь – это счастье или страдание? / Всегда ли любовь делает человека счастливым?
  15. Какое значение в любви имеет взаимопонимание? / Что такое взаимопонимание? (2022)
  16. Светлые и трагические стороны любви. / В чём счастье и драма любви?
  17. В чём разница между любовью и влюблённостью? / Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
  18. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный врак любви – равнодушие, а не ненависть»?
  19. Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»? / Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? (2024) / Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
  20. Может ли любовь к человеку стать главным смыслом жизни? (2024)
  21. По каким признакам можно узнать настоящую любовь? / Какую любовь можно назвать настоящей?
  22. Опасен ли эгоизм для любви?
  23. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны? / Нужны ли подвиги во имя любви?
  24. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
  25. Можно ли быть счастливым без любви?
  26. Какие черты характера могут помешать человеку сохранить любовь?
  27. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
  28. Как связаны между собой любовь и доброта?
  29. Что такое самоотверженная любовь?
  30. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
  31. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
  32. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
  33. Почему в любви важно понимать и прощать?
  34. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких? (2024)

Дружба

  1. Может ли дружба принести человеку разочарование? / Из-за чего возникает разочарование в людях? (2024)
  2. С каким спутником легко в дороге? / О ком Вы можете сказать: «Нам с ним по дороге»?
  3. Кого можно назвать верным другом? (2024) / Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  4. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными? (2023)
  5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
  6. Может ли дружба обернуться враждой?
  7. Что важнее в дружбе: получать или отдавать? / Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
  8. Можно ли сохранить дружбу на годы? / Можно ли прожить без дружбы?
  9. Что разрушает дружбу? / Что может помешать дружбе?
  10. Зачем человеку друзья? / Почему человек стремится обрести друзей?
  11. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
  12. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения? / Чем различаются дружба и приятельство? (2023) / В чём разница между другом и приятелем? / Как отличить истинную дружбу от ложной?
  13. Может ли быть неравенство в дружбе? / Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»? (2023)
  14. Можно ли дружить с эгоистом?
  15. Легко ли обрести подлинного друга? (2024)
  16. Является ли разница характеров препятствием для дружбы? / Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? / Обязательно ли друзьям иметь схожее мировоззрение? (2024)
  17. В каких обстоятельствах проверяется дружба? (2024) / Познается ли друг в радости?
  18. Что значит уметь дружить?
  19. Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?
  20. Дружба в жизни человека.
  21. В чём сила фронтовой дружбы? (2023)

Разум и чувства

  1. Над какими чувствами разум может быть не властен? / Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? / Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
  2. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? / Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? (2023)
  3. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
  4. Когда разум и чувство борются в человеке? / Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? / Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?
  5. Достижима ли гармония чувства и разума?
  6. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? (2023) / Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
  7. Почему человек не должен быть рабом своих чувств? (2022)
  8. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? / Когда чувства мешают человеку поступить разумно? / Когда следовать чувствам неразумно?
  9. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
  10. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
  11. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
  12. Когда разум может оказаться сильнее чувств?
  13. Всегда ли следует доверять доводам разума?
  14. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
  15. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
  16. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  17. Как Вы понимаете смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?

Эмоции и контроль над ними

  1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? / Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?
  2. Можно ли выплёскивать чувства наружу? / Когда нужно сдерживать душевные порывы?
  3. Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим? 

Гордость, гордыня, смирение

  1. Есть ли разница между гордостью и заносчивостью? / Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
  2. В чём драматизм поединка между гордостью и смирением? / Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
  3. Считаете ли Вы смирение добродетелью? / Смирение – это проявление силы человека?
  4. Всегда ли оправдано смирение? / Что в нашей жизни необходимо принимать со смирением? / Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой? (2023)
  5. Чем опасна уязвлённая гордость? / Когда гордость становится разрушительной для человека?
  6. Должен ли человек смирять свою гордость? (2023)
  7. К чему может привести человека болезненное самолюбие? / Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие?
  8. Как победить в себе гордыню?
  9. В чём разница между смирением и покорностью?
  10. Можно ли считать гордость недостатком?
  11. Может ли смирение быть недостатком?
  12. Почему гордые люди часто бывают несчастными?

Великодушие

  1. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»? / Что такое великодушие?
  2. В чём проявляется великодушие победителя? / В чём проявляется великодушие?
  3. Почему эгоизм мешает быть великодушным? / Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?
  4. Согласны ли Вы с определением древнегреческого философа Демокрита: «Великодушие – кротко переносить чужую погрешность»?
  5. Какого человека называют великодушным?
  6. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? / Что легче – отомстить обидчику или простить его? (2022)
  7. Что мешает человеку проявлять великодушие? / Легко ли быть великодушным?
  8. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека? / Что значит поступить великодушно?

Смелость и трусость

  1. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни? / Нужна ли смелость в мирной жизни?
  2. Смелыми рождаются или становятся? / Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
  3. Как связаны трусость и слабость? / Кого называют трусом?
  4. Чем смелость отличается от безрассудства? / Какую смелость можно назвать безрассудной?
  5. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх? 
  6. Почему смелость часто связывают с «силой духа»? / Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
  7. Что помогает человеку стать смелым?
  8. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок? (2022)
  9. Почему трусом быть стыдно?
  10. Согласны ли Вы с утверждением, что высшая смелость – это быть самим собой? (2024)

Мечты, идеалы, надежда

  1. Мечтательность – это достоинство или недостаток? / Какого человека можно назвать мечтателем? / Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
  2. О чём люди чаще всего мечтают?
  3. Что мешает человеку реализовать свою мечту? (2024)
  4. Стоит ли мечтать о несбыточном? / Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу? / Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели? / Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?
  5. Можно ли прожить без мечты? (2022) 
  6. Всегда ли неизбежен конфликт мечты и действительности? / Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
  7. Нужно ли бороться за свою мечту? (2024)
  8. Можно ли обойтись в жизни без идеалов? (2024)
  9. «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика? (2024)
  10. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути? / Помогают ли мечты в достижении жизненных целей?
  11. Как меняются мечты по мере взросления человека? / Почему с возрастом меняются мечты человека?
  12. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? (2023)
  13. Чем надежда отличается от мечты? / Чем мечта отличается от фантазии?
  14. Верно ли, что надежда делает человека сильнее? / Можно ли считать, что надежда – это проявление силы духа человека? /  Связаны ли надежда и терпение? 
  15. Всегда ли мечта возвышает человека? / Всегда ли воплощение мечты возвышает человека?
  16. Что помогает мечтам сбываться? 
  17. Когда мечты мешают человеку в жизни? / Почему нельзя постоянно жить только мечтами?
  18. Как характеризует человека его мечта?
  19. Всякая ли мечта достойна человека? / Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом? (2024)
  20. На что способен человек ради исполнения мечты?
  21. Когда человек забывает о времени?
  22. Без чего любые мечты бесплодны?
  23. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека? (2022)
  24. Может ли мечта изменить реальность?
  25. Что сложнее: принять реальность или воплотить в жизнь мечту?
  26. Почему принято говорить, что надежда умирает последней? / Если надежды не сбылись, они были напрасны?
  27. Какую роль в жизни человека играет мечта (2024)

Опыт и ошибки

  1. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих? / Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок? / Можно ли учиться на чужих ошибках? / Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта». / Какой опыт важнее: собственный или чужой? / Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок? / Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
  2. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? / Возможно ли жизненный путь без ошибок?
  3. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути? / Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь? /  Какие ошибки можно назвать ценными?
  4. Почему для человека важны не только победы, но и поражения? / Какие уроки можно извлечь из поражения? / Как поражение может повлиять на человека? / Только ли горечь несут человеку поражения? / Когда поражение ценнее победы? / Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
  5. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»? (2024)
  6. Важно ли анализировать свои удачи и промахи? / Важно ли осмысливать свои стремления и поступки? / Важно ли осмысливать свои жизненные цели? / Почему важно осмысление пройденного пути? / Важно ли осмысливать совершённые ошибки? (2023) / Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? / Нужно ли анализировать свои ошибки? / Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  7. Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути? / Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам? / Почему важно уметь признавать свои ошибки? / Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? / Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
  8. Что значит «учиться на горьком опыте»? / От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
  9. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки? / Какие ошибки можно считать непоправимыми? / В чём различие между ошибкой и преступлением?
  10. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок? / Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  11. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
  12. В чём заключается ценность жизненного опыта? (2023)

Верность и измена

  1. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой? / Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
  2. Измена близкого человека как горький жизненный опыт.
  3. Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе? / Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»? / Что значит изменить себе? / Изменить себя или изменить себе - в чем различие? (2022)
  4. Как связаны ложь и измена?
  5. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя? (2022)
  6. Как и почему становятся изменниками? / Какие причины могут привести человека к измене?
  7. Когда измену можно простить? / Могут ли быть оправдания у измены?
  8. Согласны ли Вы с мыслью, что предательство и измена – проявления слабости?

Прощение и месть

  1. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?
  2. Почему важно научиться прощать? / Можно ли заслужить прощение? / Можно ли простить злой поступок? / Можно ли простить человека, совершившего зло? / Почему важно уметь прощать? / Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прочить»? / Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости»?
  3. Почему месть не помогает искоренить зло? / Месть – это уничтожение или умножение зла? / Согласны ли Вы с тем, что месть только усугубляет конфликт?
  4. Чем месть отличается от справедливого наказания? / В чём разница межу наказанием и местью? / Что такое возмездие?
  5. Опасна ли месть для самого мстителя? / Какие последствия могут быть у мести? / Почему желание мстить опустошает душу?
  6. Почему мстительность – это порок? / В чём заблуждается мстительный человек?
  7. Отчего человеку иногда трудно даётся прощение? / Что может мешать человеку простить другого?

Равнодушие

  1. Равнодушие – вина человека или его беда?
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? / Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»? / Чем опасно равнодушие? 
  3. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  4. Как бороться с человеческим равнодушием?
  5. Каковы причины человеческого равнодушия?
  6. Когда равнодушие бывает показным?
  7. Равнодушие как путь к одиночеству.
  8. В чём различие между равнодушием и спокойствием?

Внутренний мир, самопознание, путь к себе

  1. Что значит быть честным с самим собой? / Что значит «быть в ладу с самим собой»? / Что значит быть самим собой? / Трудно ли всегда оставаться самим собой?
  2. Почему так опасно «переступить черту»?
  3. Какие вопросы нужно задавать самому себе? / Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе? / Нужно ли стремиться понять себя? (2022) / Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  4. «Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку?
  5. Как нужно относиться к собственным слабостям? / Что важно победить в самом себе? / Что можно и нужно побеждать в самом себе? / Что значит победа над самим собой?
  6. Почему люди обманывают себя? / Можно ли обмануть самого себя?
  7. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  8. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  9. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе? / Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? / Какие вопросы называют «вечными»?
  10. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя? / Почему важно понимание души другого человека? / Помогает ли разговор с собой понять других людей?
  11. Обида – это проявление слабости?
  12. Временное и вечное в нашей жизни. / Существует ли что-то, неподвластное времени?
  13. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»? (2023)
  14. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? (2023)
  15. Что может исказить жизненный путь человека? / Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути? / Что помогает человеку не сбиться с верного пути? / Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  16. Что значит быть взрослым? / Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть — значит научиться нести ответственность за других? (2024)
  17. Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
  18. Чем опасна заниженная самооценка? / Чем опасна завышенная самооценка?
  19. Что может повлиять на выбор жизненного пути? / Как характер человека влияет на его жизненный путь?
  20. Можно ли жить без цели?
  21. Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
  22. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием? / Что значит идти путём самосовершенствования?
  23. Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?
  24. Что такое преступление против самого себя?
  25. Когда человек стремится убежать от реальности? / Когда и почему люди стремятся бежать от реальности?
  26. Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?
  27. Какое значение имеет пора юности в жизни человека? / Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
  28. Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность? / Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»? (2023)
  29. Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
  30. Когда хочется остановить мгновение?
  31. Что значит – заблудиться на дорогах жизни?
  32. Одиночество: желанное или мучительное? / Может ли отзывчивый человек быть одиноким? 
  33. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
  34. Что мешает людям понимать друг друга? (2023)
  35. Что такое свобода выбора? (2023)
  36. Согласны ли Вы с мыслью, что готовность отвечать за свои решения и поступки – важный признак взрослости? (2024)
  37. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
  38. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? / Почему важно осмысление пройденного пути?
  39. Как выбрать жизненную дорогу? / Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? / Что значит – найти в жизни свою дорогу? / Что значит «идти по жизни своим путём»? / Выбор пути как жизненная проблема.
  40. Каким путём человек идёт к самому себе? / Каким может быть путь к познанию самого себя? / Каким может быть путь к познанию самого себя? / Путь к самому себе: взлёты и падения.
  41. Путешествие – способ познания себя и мира.

Свобода, ответственность, нравственный закон

  1. Когда слово становится преступлением?
  2. Когда безответственность приводит к преступлению?
  3. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
  4. Что может привести человека к бесчестному поступку? / Какой поступок можно назвать бесчестным?
  5. Пренебрежение какими нравственными ценностями чаще всего приводят к преступлению?
  6. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  7. Почему человек идёт на преступления, зная о наказании? / Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  8. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? / Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  9. Оправдана ли жестокость военным временем? / Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
  10. Как Вы понимаете известное высказывание «всё тайное становится явным»?
  11. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
  12. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
  13. Согласны ли Вы с тем, что часто одно преступление порождает другое?
  14. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»? (2022)
  15. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни? (2023) / С чем, с Вашей точки зрения, нельзя смиряться?
  16. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах? (2024) /Что должно оставаться неизменным в любое время (любую эпоху)? (2022) / Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке? / Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах? / Ценности, которым изменить нельзя. / Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
  17. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
  18. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? / Можно ли утверждать, что преступник перестаёт быть человеком?
  19. Свобода и ответственность в жизни человека. / Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу? (2024) / Может ли свобода быть безграничной? / Чем опасна свобода без ограничений? / Что такое свобода?
  20. Преступниками рождаются или становятся?
  21. Какие последствия влечёт за собой преступление для духовного мира человека? / Как может повлиять на жизнь человека совершённое им зло?
  22. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  23. Может ли измениться тот, кто однажды преступил закон?
  24. Преступление – это путь к одиночестве?
  25. Каковы могут быть причины жестоких поступков?
  26. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
  27. Понимать человека или управлять им? (2022)
  28. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: "Человек - это звучит гордо!" (2022)
  29. Почему человеку необходимы нравственные нормы? (2024)
  30. К чему может привести излишняя доверчивость? (2024) / Доверчивость – достоинство или недостаток? (2024)
  31. Как Вы понимаете строки Ф.И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»? (2024)
  32. Почему говорят, что труд — лучшее лекарство от тоски и уныния? (2024)
  33. Какого человека можно назвать обаятельным (2024)
  34. Что значит быть благодарным? (2024)
  35. Почему, по Вашему мнению, люди порой скрывают свои чувства? (2024)

Воля, принципы, убеждения

  1. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
  2. Кто никогда не отчаивался, не знает цену надежды.
  3. Как противостоять ударам судьбы? / Почему человек решается идти наперекор судьбе? / Зачем человек бросает вызов судьбе? (2022)
  4. Как бы Вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»
  5. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  6. Что помогает человеку преодолеть страх?
  7. Что помогает человеку сохранить надежду даже в самых тяжёлых ситуациях? / Почему в жизни важно всегда надеяться на лучшее? (2024) / Верно ли утверждение: «надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии»? / Разделяете ли Вы позицию Б.Л. Пастернака: «Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии»? / Что помогает человеку верить в лучшее? (2024) 
  8. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
  9. Какого человека называют целеустремленным? / Какого человека называют целеустремленным?
  10. Как Вы понимаете смысл изречения: «Дорогу осилит идущий»? / Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели? / Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  11. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
  12. «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).
  13. Чем опасно для человека отчаяние? / В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние? / Что может привести человека в отчаяние? (2022) / Как связаны между собой отчаяние и одиночество? / К чему может привести отчаяние? / Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации? (2024) / Как помочь человеку преодолеть отчаяние? / Что является опорой человека в минуту отчаяния? (2024) / Как настоящий друг может помочь в минуту отчаяния?
  14. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?
  15. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? / Когда непонимание между людьми приводит к вражде? / В чём причины вражды между людьми?
  16. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»? / Важно ли уметь признавать собственное поражение? / Что значит достойно пережить поражение? / Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
  17. Как бороться с человеческим равнодушием?
  18. Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?
  19. Всегда ли победа возвышает победителя? / Когда побеждённый достоин уважения? / Какой противник достоин уважения? / Можно ли уважать врага? / Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом? (2024)
  20. Почему говорят, что сила женщины – в её слабости?
  21. Чему мешают и чему помогают сомнения? / Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
  22. Согласны ли Вы с утверждением старого князя Болконского: «есть только две добродетели: деятельность и ум»?
  23. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
  24. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
  25. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»? / Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?
  26.  В чём может проявиться величие души?
  27. Как Вы понимаете, что такое «ложный стыд», и как к нему нужно относиться?
  28. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
  29. Как помочь человеку обрести надежду? 
  30. Связаны ли смирение и доброта?
  31. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
  32. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
  33. Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
  34. Как связаны добро и благородство?
  35. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн) / «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский») / Почему нельзя «убивать время»? (2022) /  Почему время называют драгоценным даром? / Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
  36. Как понять высказывание: «Пока живу – надеюсь»?
  37. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом? (2023)
  38. Что помогает людям достигать намеченных целей?
  39. Что влечёт человека в путешествие?
  40. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?
  41. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
  42. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?
  43. Что может явиться для человека предметом гордости? / Какими поступками можно гордиться?
  44. Чем можно пожертвовать ради победы? / Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
  45. Какую опасность таит в себе индивидуализм?
  46. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
  47. Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в человеке?
  48. Когда нужно стремиться к победе любой ценой?
  49. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
  50. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  51. Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?
  52. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

Темы раздела "Семья, общество, Отечество в жизни человека"

Семья. Дом. Родной очаг

  1. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? / Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
  2. «Мой дом – моя крепость»? / «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский) / В какой дом хочется приходить снова и снова? / Дом – это место, куда хочется возвращаться… / Дом – это место или люди? / Когда жилище становится Домом? / Дом – это место или состояние души? / Что такое чувство дома? / Когда Дом становится нравственной опорой человека? / Когда Дом нуждается в защите?
  3. Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете? / Что необходимо для прочного супружеского союза?
  4. Почему так важна связь человека с семьёй и домом? / Какую роль в становлении личности может играть семья? / Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
  5. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (2024) / Что такое семейные традиции и зачем они нужны? / Какие нравственные ценности укрепляют семью? (2024)
  6. Что входит в понятие «дом»? / Что значит в жизни человека родительский дом? (2024)
  7. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется? (2024) / Какой должна быть родительская любовь? / В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? / Что такое мудрая родительская любовь?
  8. Роль родительского наставления в жизни человека. / Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  9. О чём может рассказать старый дом? / Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»?
  10. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
  11. Почему человек страшится бездомности?
  12. Почему, путешествуя, человек тоскует по дому?
  13. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
  14. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
  15. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
  16. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? / Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
  17. Что в доме самое главное?
  18. Как связаны понятия «дом» и «отечество»? (2024)
  19. Война и дом.
  20. Когда дом становится местом встречи поколений? (2023)

"Отцы" и "дети". Конфликт и преемственность поколений

  1. Почему «отцы» часто опасаются самостоятельности «детей»? / Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь? / Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? / Почему «отцы» часто недовольны своими «детьми»?
  2. Чему «отцы» могут поучиться у «детей»? / Чему нужно учиться у современной молодёжи? / Чем может быть ценен для отцов опыт детей? (2024)
  3. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»? / Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
  4. Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»? / Что может мешать отцам и детям понять друг друга? / Что может помешать полноценному диалогу людей разных поколений?
  5. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? (2023) / Неизбежен ли конфликт между поколениями? / Является ли вечным спор поколений?
  6. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники? / Родители и дети: спор или диалог?
  7. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне? / Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
  8. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (2023) / Чем полезен детям родительский опыт? / Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  9. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной? / Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  10. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  11. За что дети могут уважать своих родителей? (2024) / Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей?
  12. Как избежать конфликта между «отцами» и «дети»? (2024) / Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений?
  13. Всегда ли разногласия отцов и детей приводят к конфликту?
  14. Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей?
  15. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи? (2022)
  16. Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время…»?
  17. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта. (2022) / «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  18. Рождается ли истина в споре поколений?
  19. Конфликт поколений как общественная проблема. (2023) / Как Вы понимаете выражение «конфликт поколений»?
  20. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? (2024)
Любовь к Родине. Патриотизм. Гражданская позиция
  1. В чём проявляется любовь к Родине? / Что значит любить Родину? (2022) / В чём может проявляться любовь к своему отечеству? / В чём, по Вашему мнению, должен проявляться настоящий патриотизм? (2024)
  2. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин) (2022) / Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
  3. Что такое гражданский долг? (2024) / Что значит быть верным долгу? 
  4. Согласны ли Вы с утверждением Н.А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»? (2024) / Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
  5. Что значит быть гражданином? (2023) / Идеал гражданственности в моём понимании. (2024)
  6. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  7. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  8. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  9. Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? (2024)
  10. С чего начинается Родина для Вас? (2024)
  11. Кому или чему можно принести клятву на верность? (2024) / «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности.

Война и мир. Память. Подвиг

  1. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны? / Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать? (2022) / Почему нам необходима память о войне? / О чём заставляет задуматься литература о войне?
  2. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (2024) / Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
  3. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране? (2024)
  4. Что такое истинная храбрость на войне? (2024) / Как смелость может проявиться во время войны? (2024)
  5. Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и мир», что в условиях войны с особой силой проявляется истинный и ложный патриотизм? (2024) / Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир» в том, что патриотизм бывает «истинным» и «ложным»?
  6. «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) / «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) / Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий)
  7. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»? / Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
  8. Что такое подвиг на войне? / Каким бывает подвиг на войне? / Какого человека можно по праву назвать героем? (2024)
  9. Как становятся героями на войне? / Как человек приходит к ратному подвигу?
  10. Легко ли сохранить верность долгу в военное время?
  11. Горечь и величие военной победы.
  12. Война: преступление и подвиг.
  13. Есть ли место гуманизму на войне?
  14. Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
  15. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?
  16. Почему война за Отечество сплачивает народ? / Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
  17. Почему тема войны не уходит из литературы?
  18. Какой опыт даёт человеку война? / Какие испытания несет человеку война?
  19. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
  20. Возможен ли мир без войн?
  21. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
  22. «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим» (Б.Ш. Окуджава)
  23. Как Вы оцениваете мысль автора романа «Война и мир» о «духе войска» как главном факторе поражений и побед? / Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир», что исход сражения решается не распоряжениями главнокомандующего, а духом войска? / Почему дух войска многое определяет в исходе сражения? (2024)
  24. Память о каких людях не меркнет с годами? (2022) / Почему нужно сохранять память о героях прошлого? / Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков? / Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
  25. Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему? (2023)

Личность и общество. Влияние среды

  1. Личность и общество: возможна ли гармония? (2024) / В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? / В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  2. Может ли человек полноценно жить вне общества?
  3. Может ли один человек противостоять окружающему обществу? / Может ли человек ставить себя выше общества?
  4. Как личность может влиять на общество? / Может ли один человек изменить общество? / Может ли отдельная личность изменить общество? / Какими качествами должен обладать человек, чтобы оказывать влияние на общество? (2024)
  5. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  6. Может ли личность подняться над средой?
  7. Каково Ваше отношение к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»? / Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»? / Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
  8. Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения? / Можно ли быть независимым от общественного мнения? / Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  9. Бывает ли общественное мнение ошибочным? / Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
  10. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
  11. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе? (2024) / Почему гордые люди часто бывают одинокими? / Как связаны между собой эгоизм и одиночество?
  12. Каковы духовные ценности современного поколения?
  13. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? (2024)
  14. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
История. Память. Прогресс
  1. Может ли человек влиять на ход истории? / Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?
  2. Влияет ли прошлое на настоящее? / Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»? / История и современность: нужен ли взгляд назад?
  3. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»? / Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
  4. Что такое «связь времён»? (2023)
  5. Согласны ли Вы с утверждением М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? (2024)
  6. Забвение прошлого губительно для человека?
  7. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен? / Какое время можно назвать временем перемен? / Эпоха перемен: потери и обретения.
  8. Легко ли жить в эпоху перемен? / Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
  9. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
  10. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
  11. Когда обществу становятся необходимы перемены?
  12. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
  13. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  14. Какое влияние оказывает на человека историческое время? (2024) / Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
  15. В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему? / В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему? (2022) / Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? (2022)
  16. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  17. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным? / Этот день изменил судьбу России…
  18. Событие русской истории, запечатлённое в литературе. / Событие отечественной истории, запечатлённое в искусстве (2024)
  19. Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
  20. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся? (2024) / Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля?
  21. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
  22. Почему именами некоторых людей называют целые эпохи? (2024)
  23. Герои и антигерои в отечественной истории.
  24. Что такое нравственные уроки истории? (2024)

Счастье. Ценности. Смысл жизни

  1. Что такое счастье? / От чего зависит счастье? / Счастье – заслуга или случайный дар?
  2. Является ли богатство необходимым условием счастья? / Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?
  3. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека? (2022) / Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  4. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные? / Согласны ли Вы с мыслью чеховского героя: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»
  5. Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
  6. Можно ли поделиться счастьем?
  7. Что нам мешает быть счастливыми?
  8. Одинаково ли представление о счастье у разных людей? (2024)
  9. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?
  10. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  11. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  12. Как связаны гражданский долг и личное счастье?

Молодёжь. Современность. Поколение

  1. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён? / Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
  2. К чему стремятся мои сверстники? / О чём спорят мои сверстники?
  3. Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения? / Что объединяет нас в одно поколение?
  4. Можно ли назвать моё поколение нигилистическим? / Почему нигилизм свойственен именно молодому поколению?
  5. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?
  6. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными? / Какие черты моего поколения я считаю положительными?
  7. Портрет читателя моего поколения.
  8. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения? (2022)
  9. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
  10. Как современная молодёжь относится к традициям?
  11. Кого можно считать героем нашего времени? / Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему? / Какого человека можно назвать героем своего времени?
  12. Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему? (2023)
  13. Что значит быть современным? / Плохо ли быть несовременным?
  14. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?

Искусство и общество

  1. Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы? / Должно ли искусство быть гражданственным?
  2. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? (2024)
  3. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?

Вечные вопросы и ценности

  1. Согласны ли вы с утверждением: "Как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними"? (2022) / Всё меняется или всё повторяется в этом мире? / Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
  2. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру? (2023) / Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
  3. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
  4. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
  5. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
  6. Помощь другим – право или обязанность? / Может ли волонтёрство изменить жизнь общества к лучшему?
  7. Что такое репутация человека в обществе?
  8. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? / Когда человек становится личностью?
  9. Какое качество Вы больше всего цените в других? (2023)
  10. Терпимость к чужому мнению – признак силы или слабости? (2024)

Раздел "Природа и культура в жизни человека"

Роль искусства (литературы, книги) в жизни человека

  1. «И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?»
  2. Чтение литературного произведения – труд или отдых? (2022) / Встреча с искусством: не развлечение, а труд души.
  3. Помогает ли человеку книга лучше понять себя? / Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя? / Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?(2024) / Способно ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов? / Какая книга помогла Вам лучше понять себя? (Какое произведение искусства помогло вам лучше понять себя?) (2022)
  4. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»? / Согласны ли Вы с мнением Т. Драйзера, что «жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни»? (2024)
  5. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? / «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
  6. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? / Способна ли книга сделать человека лучше?
  7. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? (2022)
  8. Может ли книга помочь в минуту отчаяния? / Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
  9. Почему литературу часто называют «человековедением»? (2022)
  10. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
  11. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
  12. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  13. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру? / В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему? (2022)
  14. Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства. / Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?
  15. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.
  16. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?
  17. Произведение, адресованное моему поколению. / В какой книге изображён портрет современного поколения?
  18. Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»? / Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  19. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало. / Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать. (2024)
  20. Какое произведение искусства можно назвать великим? (2022) / Когда произведение искусства становится бессмертным?
  21. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя? / Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
  22. Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление? / Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте. (2023)
  23. Произведение искусства – зеркало или окно в мир?
  24. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? / Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
  25. Способно ли искусство пробудить в человеке отзывчивость? (2023)
  26. Учат ли произведения искусства любить и беречь природу? (2024)

Восприятие искусства. Читательский и зрительский опыт

  1. Какие книги Вам особенно интересны? / Какие книги Вы читаете с удовольствием? / Чем Вам интересен герой любимой книги? (2024)
  2. Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль). / Мои предпочтения в мире кино (литературы, театра, музыки). / Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня. (2022)
  3. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз? /К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова? / Почему некоторые книги люди перечитывают? (2024)
  4. Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)? / Что важнее в книге – как она написана или о чём? (2023)
  5. Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?
  6. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)! (2022) / Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу? / Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  7. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  8. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
  9. Книга, которую я прочту своим детям. / Книга, хранящая память о великом подвиге. (2024)
  10. Чего я жду от новой книги? (2024)
  11. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором. (2023)
  12. Книга, которая может спасти от отчаяния.
Творчество и миссия художника (писателя, поэта)
  1. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью? / Как вы понимаете выражение "творческая смелость художника"? (2022) / Как смелость может проявиться в творчестве?
  2. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»? / Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»? / Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»? (2023)
  3. Что значит служить искусству? / Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
  4. В чём заключается предназначение писателя? / Как Вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»? (2024)
  5. Согласны ли Вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»? / Как Вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?
  6. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
  7. Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Б. Брехта: «Искусство требует знаний»?
  8. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства? / Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?
  9. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире?
  10. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»? (2023)
Назначение и сила искусства
  1. Должно ли искусство воспитывать людей? / Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душy»?
  2. Какова роль искусства в жизни общества? / В чём сила слова? (2023)
  3. Как искусство помогает понять действительность? / Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
  4. Согласны ли Вы с высказыванием Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
  5. Можно ли говорить о пользе искусства?
  6. Почему нужно учиться понимать искусство? / Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
  7. Должен ли язык искусства быть понят каждому?
  8. Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?
  9. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих? / Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
  10. В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?
  11. «О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?»

Классика и современность в искусстве

  1. Какие произведения становятся классическими? / Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?
  2. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
  3. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
  4. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  5. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
  6. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
  7. Какие проблемы, поднятые в классических произведениях искусства, современны и сегодня? / Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? / Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени? / Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе? / Какие проблемы, поднятые в произведениях искусства, наиболее интересны для Вас? (2024)
  8. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными? (2022) / Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
  9. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
  10. Литература и кино: соперничество или сотрудничество? (2023)
  11. Утратило ли актуальность высказывание В.Г. Белинского: «Величайшее сокровище – хорошая библиотека»? (2024)
  12. «Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?»

Природа и человек

  1. Способна ли природа воспитывать человека? (2023) / Чему человек может научиться у природы? / Может ли общение с природой обогатить человека? (2023) / Считаете ли Вы, что общение человека с природой действует на него благотворно? (2024) / Может ли общение с природой изменить человека? (2023)
  2. Почему общение с природой важно для человека? / Что может дать человеку общение с природой?
  3. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? / Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (2023)
  4. Человек – хозяин природы или её часть? / Человек в мире природы: покоритель или сотворец? (2023) 
  5. Гармония природы и несовершенство человека. / Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
  6. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
  7. Согласны ли Вы с высказыванием Ф.М. Достоевского: «Кто не любит природы, тот не любит и человека»? (2024)
  8. Способна ли природа давать подсказки человеку?
  9. Может ли природа помочь человеку понять себя? (2022) (2024)
  10. Человек и природная стихия. (2024)
  11. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? / Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?
  12. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком? / Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  13. Как характеризует человека умение ценить красоту природы? (2024)
  14. Что в природе может, с Вашей точке зрения, вызвать восхищение человека? (2024)
  15. Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях? (2023)
  16. В чём сила, а в чём уязвимость природы? (2024)
  17. Почему человек до сих пор не постиг всех тайн природы? (2024)
  18. Что значит любить природу? (2024)
  19. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.

Природа в искусстве (литературе)

  1. Почему тема весны так популярна у писателей? / Почему картины весны так интересны писателям? / Почему тема времён года так интересна писателям? / Почему картины осени так интересны писателям? / Почему картины зимы так интересны писателей?
  2. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание? / Почему в (искусстве) литературе так часто изображают небо и звёзды? (2022) / Почему в литературе (искусстве) так часто изображают море и горы? (2022)
  3. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей? (2024) / Почему поэты считают красоту природы абсолютной ценностью? (2024)
  4. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
  5. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
  6. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
Технический прогресс, наука и их влияние на человека и общество
  1. Технический прогресс на службе у человека или наоборот? / Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий? (2024)
  2. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса? / Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? (2022) / Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  3. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще? / Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?
  4. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  5. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? / Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? / Стал ли человек другим в эпоху технологий? / Меняются ли люди в условиях технического прогресса? (2023)
  6. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.
  7. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше? (2022)
  8. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  9. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему? / Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
  10. В чём достоинства и недостатки виртуального путешествия?
  11. Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?
  12. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
  13. Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
  14. Как развитие науки и техники влияет на природу? (2024)
  15. Как научные открытия меняют жизнь людей? (2024)
  16. Всё ли подвластно науке? (2024)
Наука, учёный и ответственность
  1. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? / Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? / В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности? (2024)
  2. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (2022) / Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (2024)
  3. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный? (2023) / Человек науки – каким он должен быть? (2023)
  4. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
  5. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
Будущее, предвидение, антиутопии
  1. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее? / Зачем человеку заглядывать в будущее? (2022)
  2. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
  3. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям? / От чего предостерегают человечество антиутопии? (2022)
  4. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению? (2022) / Какая угроза способна объединить человечество? (2024)
  5. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
Язык, слово, речь
  1. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»? (2023)
  2. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа? (2023)
  3. Как исторические события влияют на изменения в языке? (2023)
  4. Как Вы понимаете слова поэта В. Рождественского: «Я жажду утолять привык родною речью»? (2024)
  5. Как Вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Язык идёт вместе с жизнию народа»? (2024)
  6. Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта»? (2024)
  7. Согласны ли Вы с высказыванием М. Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость»? (2024)
  8. Какое умение важнее: хорошо говорить или внимательно слушать? (2024)
  9. Когда обесцениваются высокие слова? (2024)
Время, память, вечные темы
  1. Почему важно мудро распоряжаться своим временем? (2023) / Актуален ли для Вас совет поэта И.А. Бродского: «Научись минутой дорожить, которую дано тебе прожить»? (2024)
  2. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт). / Книга как путешествие в прошлое.
  3. Какая тема в литературе кажется Вам вечной? / Что такое вечная тема в искусстве?
  4. Произведение о войне, которое Вас взволновало. / Произведение о войне, которое Вам запомнилось. (2024)
  5. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
Спор, диалог, общение
  1. Возможны ли споры между единомышленниками (2024)
  2. Согласны ли Вы с мнением о том, что истина часто рождается в споре? (2024)
  3. Спор сближает или разобщает людей? (2024)
  4. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
Творчество и личный опыт
  1. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?
  3. Какое из произведений я бы хотел поставить на сцене? / Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
  4. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле). / Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир...
  5. Кумиры моего поколения: какие они?
  6. Книги моего детства.
  7. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  8. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) (2023)




Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent