Проблема соотношения цели и средств является одной из центральных нравственно-философских тем в русской литературе. Писатели-классики исследовали, насколько оправданно использование сомнительных или преступных средств для достижения даже самой благородной цели и как выбранные методы характеризуют самого человека. Особую значимость в этом контексте приобретает высказывание И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством».
Содержание:
↑ "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Трагедия «моральной арифметики» и преступные средства
Наиболее остро вопрос о том, может ли цель оправдывать средства, ставится в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Главный герой, Родион Раскольников, разрабатывает теорию, согласно которой так называемые «Наполеоны» (особенные люди, «законодатели и установители человечества») имеют «право разрешить своей совести перешагнуть» через кровь и устранить «десять или сто человек», чтобы совершить открытия, служащие всему человечеству. Эта концепция также известна как «моральная арифметика», при которой «одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!».
Однако сама попытка претворить эту идею в жизнь приводит к трагедии. Средства, выбранные Раскольниковым (убийство старухи-процентщицы), «выявляют истинную суть цели». Топор героя обрушивается не только на «недостойную жить» Алену Ивановну, но и на Лизавету – одну из «униженных и оскорбленных», которую Раскольников изначально хотел спасти. Таким образом, Достоевский показывает, что благие намерения могут привести к преступным деяниям, порождая цепную реакцию зла.
Писатель противопоставляет индивидуалистическому бунту Раскольникова путь Сони Мармеладовой. Соня, хотя и совершает нравственное «преступление» (проституция), делает это «во имя любви и добра, во имя спасения близких» от голода и холода. Ее путь — это путь страданий во искупление вины, в отличие от пути Свидригайлова, который олицетворяет нравственную вседозволенность. Вводя в роман образы Лужина и студента, Достоевский подчеркивает, что рационализм и идея «моральной арифметики» были широко распространены в обществе.
Разные цели и средства в социальном продвижении
Литература исследует, как выбранные средства достижения целей характеризуют человека, особенно в контексте общественного успеха.
«Горе от ума» А.С. Грибоедова
В комедии противопоставлены две жизненные позиции, отраженные в характерах Чацкого и Молчалина.
Чацкий видит смысл жизни в служении «высоким общественным идеалам» и Родине. Его средство – это открытая, бескомпромиссная критика, отказ «гнуться» и служить лицам. Это приводит его к изгнанию из фамусовского общества, хотя он и является «человеком чести».
Молчалин стремится «дойти до степеней известных» и добиться максимальной выгоды. Его средства – это «угодничество, подхалимство» и стремление быть «бессловесным».
«Обломов» И.А. Гончарова
Сравнительный анализ Обломова и Штольца также иллюстрирует различные подходы к достижению жизненной цели.
Штольц ставит «настойчивость в достижении целей» как признак характера. Для него труд — это и цель, и смысл жизни, который ее организует и направляет. Он смело шагает через все преграды к своей цели.
Обломов же, напротив, не умеет и не хочет работать: «Да, я барин и делать ничего не умею!». Его праздность и безделье делают его жизнь бесполезной.
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Главный герой, Печорин, чувствует в себе «силы необъятные» и высокое назначение, но не сумел его угадать. Его целью становится постижение человеческой природы.
Средства Печорина – это жестокие психологические и нравственно-философские эксперименты над собой и окружающими. Он использует «холодную дерзость, расчет» для достижения своих целей (например, в интриге с княжной Мери). Однако эта борьба бесплодна и приносит только страдания и смерть.
Истинные цели и нравственные средства
Выбор правильных средств особенно важен, когда речь идет о таких высоких целях, как гражданский долг, духовный поиск или победа над врагом.
Честь и долг (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Центральную тему можно выразить словами из романа «Беречь честь смолоду».
Гринев верен долгу и чести, отказываясь делать то, что «противно чести моей и христианской совести». Он отвергает путь Пугачева, который, хотя и обладает широтой души и милосердием, живет «убийством и разбоем».
Швабрин же для достижения своих целей нарушает дворянский долг и человеческий принцип.
Путь духовных исканий (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Для Толстого цель и смысл жизни состоит в постижении единства с другими людьми и искренней вере в Бога.
Князь Андрей Болконский на начальном этапе ошибочно видел цель в славе и власти (подражая Наполеону). Однако после Аустерлица он постигает тщетность этой цели, осознавая, что высшее счастье — это «наслаждение делать добро» и преодоление индивидуализма.
Толстой осуждает войну как «безумие» и «самое гадкое дело в жизни». Он противопоставляет «наполеоновское» начало (иллюзию управления историей) «мысли народной» и Кутузову, который является носителем добра и справедливости. Истинная победа над врагом — это «победа нравственная».
Служение и самоотдача
Поиск великой цели и использование достойных средств лежат в основе понятия гражданственности.
Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» связывает цель с «народным счастьем». Средствами для достижения этой цели являются борьба за свободу и просвещение.
Б.Л. Пастернак в романе «Доктор Живаго» показывает, что «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Юрий Живаго видит свою судьбу как жертвенный путь к духовному очищению человечества. Его антипод, Стрельников, который стремится к радикальной переделке мира (революции), в своей самонадеянности «разрушает и свою жизнь, и жизнь Лары».
Вывод
Русская литература однозначно указывает: не все средства допустимы на пути к благородной цели. Выбранные методы не только определяют нравственную сущность человека, но и способны исказить или разрушить саму цель.
Ключевые принципы:
Использование бесчестных средств разрушает благую цель
Настойчивость должна сочетаться с честью и нравственным законом
Истинный путь ведет к самопознанию и нравственной победе
Человек всегда должен оставаться целью, а не средством
Литература учит, что цель не просто оправдывает средства, но средства должны органично соответствовать цели, подобно тому, как путь самосовершенствования требует ежедневной внутренней работы и ответственного выбора.
↑ Практическое применение в итоговом сочинении
Представленные в статье материалы помогут раскрыть не только тему «Цель и средства», но и другие важные направления итогового сочинения:Основной раздел: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- Анализ нравственного выбора между честью и выгодой
- Исследование моральных принципов в достижении целей
- Понимание ответственности за выбранные средства
- «Личность и общество» — конфликт личных амбиций и общественных интересов
- «Семья, общество, Отечество» — цели служения vs личная выгода
