Содержание:
↑ Смысл жизни
Тезис: Истинный смысл жизни заключается в духовном поиске, преодолении эгоизма и служении высоким идеалам, а не в достижении личной славы или власти.
Русские писатели утверждают, что смысл жизни не может быть статичным, он раскрывается через духовные искания и самосовершенствование.
Источники для аргументации:
↑ Л.Н. Толстой, роман «Война и мир». Путь Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Главные герои проходят долгий и сложный путь духовных исканий. В начале пути князь Андрей ошибочно ищет смысл в славе и власти (подражая Наполеону), но после Аустерлица осознает суетность своей мечты. Толстой показывает, что поиск смысла жизни — это прежде всего процесс достижения духовного единства с другими людьми и преодоление индивидуализма.
Пьер Безухов приходит к выводу, что наслаждение делать добро — это единственное верное счастье жизни. Его целью становится «быть вполне хорошим». Толстой показывает, что счастье находится «вне материальных сил», это «счастье одной души, счастье любви».
Как использовать в сочинении: Используйте путь Пьера и Андрея для аргументации тем о духовных поисках, самопознании и истинном предназначении человека. Примеры героев демонстрируют, что смысл жизни открывается через преодоление эгоизма и служение другим.
↑ А.П. Чехов, Б.Л. Пастернак
Чеховские герои приходят к пониманию, что счастья нет и не должно его быть в смысле личного благополучия. Если в жизни есть смысл и цель, то они «вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Так, студент в одноимённом рассказе постигает, что правда и красота продолжались «непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни». Писатель, устами своих героев, призывает к деятельности, активности и освобождению человека от духовного рабства.
В творчестве Б.Л. Пастернака цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. Юрий Живаго видит свою судьбу как жертвенный путь к духовному очищению человечества.
↑ Н.А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
В поэме ставится проблема народного счастья, которая является главной. Образ Гриши Добросклонова воплощает идею, что счастье заключается в борьбе за свободу и народное дело. Он связывает цель жизни с «народным счастьем» и верит, что «Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!».
Как использовать в сочинении: Образ Добросклонова — сильный аргумент для тем о гражданской позиции, служении Отечеству и связи личного счастья с благополучием народа.↑ Ложные цели
Тезис: Ложные цели, основанные на эгоизме, материальной выгоде и социальном преуспевании, приводят личность к нравственной деградации и опустошению.Литература осуждает стремление к успеху, если он достигается за счет потери нравственных ориентиров и удовлетворения низменных страстей.
Источники для аргументации:
↑ Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души». Образ Чичикова
- Целью жизни Чичикова стало приобретательство, чтобы достичь «жизни во всех довольствах». Он всю жизнь следует завету отца: «Больше всего береги и копи копейку!».
- Погоня за материальными ценностями исказила душу героя, и он, несмотря на внешнее благообразие, может быть отнесен к числу «мертвых душ».
↑ А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»
- Доктор Старцев (Ионыч) начинает с высоких идеалов, но постепенно «страсть к наживе» становится смыслом его жизни.
- Его духовная деградация демонстрируется через постоянные детали: со временем он оставляет даже разговоры о труде, и его любимое занятие — вынимать по вечерам из карманов бумажки, добытые практикой. Герой превращается в обывателя, теряя способность к активной, деятельной жизни.
↑ И.А. Гончаров, роман «Обломов». Образ Ильи Обломова.
- Обломов — представитель типа «лишних людей», не нашедший применения своим силам и способностям. Отсутствие цели в жизни и нежелание трудиться приводят его к духовной смерти.
- Его идеал — «возможно невозмутимый покой, квиетизм, обломовщина», что в итоге означает гибель творческих сил и таланта.
↑ А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». Образ Молчалина.
- Молчалин — яркий пример человека, для которого успех в обществе важнее чести. Его цель — «дойти до степеней известных» и «награжденья брать и весело пожить».
- Он достигает этого успеха через угодничество, подхалимство, становясь идеалом московских нравов.
↑ Жизненный успех
Тезис. Жизненный успех определяется не внешними достижениями, а силой воли, способностью к действию и настойчивостью в достижении цели, при условии ее нравственной оправданности.Литературные герои, обладающие силой духа и могуществом воли, но не нашедшие им высокого применения, также терпят поражение. Настоящий успех требует деятельности и четко сформулированной цели.
Источники для аргументации:
↑ И.А. Гончаров, роман «Обломов». Образ Андрея Штольца
- Штольц, в отличие от Обломова, олицетворяет новый тип русской жизни — тип деятеля.
- Для него труд — это «образ, содержание, стихия и цель жизни».
- Он ставит настойчивость в достижении целей выше всего, считая это «признаком характера в его глазах». Штольц стремится «донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно».
↑ М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени». Образ Григория Печорина
- Печорин — личность незаурядная, чувствующая в душе «силы необъятные» и высокое предназначение. Он обладает огромной силой воли, неукротимой жаждой борьбы.
- Его трагедия в том, что он «не угадал этого назначения» и растратил свои силы в бесплодной борьбе с жизнью, ставя жестокие эксперименты над собой и другими. Печорин демонстрирует, что без убеждений и гордости люди не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья.
↑ А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». Образ Александра Чацкого
- Чацкий, будучи человеком чести, видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам.
- Его успех — это нравственная победа над фамусовским обществом, выраженная в знаменитом: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время как Молчалин достигает карьерного успеха, Чацкий, изгнанный, остается человеком с высокими принципами.
↑ Вывод
Русская литература учит, что жизненные цели должны быть направлены на духовное совершенствование и созидательную деятельность, а не на эгоистическое благополучие или материальный успех. Гегель утверждал, что «человек с характером — это рассудительный человек, который, как таковой, имеет перед собой определенную цель и твердо ее преследует». Однако Достоевский, Толстой и Чехов добавляют, что эта цель должна быть высокой и нравственной, иначе настойчивость лишь ускорит падение личности.Жизненный путь человека, по мнению Толстого, — это непрерывный процесс движения души к совершенству, и только этот путь может быть назван прожитым не зря. Это похоже на компас: он не гарантирует легкое путешествие, но всегда указывает на истинную, неизменную северную звезду нравственности, позволяя избежать духовного блуждания и осмысленного прожить отмеренное время.
