Аргументы к итоговому сочинению о времени, памяти, взаимоотношении людей, самопознании, современном человеке

Содержание:


Аргументы к направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


Гринев. Не подлежат забвению заветы отца.

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.


И.С. Тургенев «Отцы и дети» 


Базаров. Отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм.

Основная направленность образа Базарова — идеологическая. Он выступает как ниспровергатель всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов и социальных норм. При этом Базаров исходит из представляющегося ему универсальным принципа «полезности» («Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»), видя задачу нового поколения в «расчистке места».

По определению Аркадия, находящегося под сильнейшим влиянием Базарова, его друг «не склоняется ни перед какими авторитетами... не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И сам Базаров заявляет, что не знает ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает не только плохое, но и все хорошее, что передали нам предки. Сам Базаров ничего не оставляет после своей смерти, в отличие от деятелей искусства, литературы, истории, подвиги и открытия которых останутся жить в памяти их потомков. И конечно же, мы понимаем, что его идея о «расчистке места» не могла бы быть воплощена, поскольку только на крепком фундаменте возможно построить прекрасное будущее.


Н.С. Лесков «Левша» 

Левша. Не подлежит забвению Родина.

Любовь к родине – одна из центральных тем в сказе Н.С. Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдаленных уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на ее несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.



В.Г. Распутин "Прощание с Матёрой" 


В повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутин показывает разрушение деревни, родовых изб. Писатель связывает разрушение дома с утратой национальной исторической памяти.  По мнению автора, «дом» - это безусловная ценность, а утрата «корней» ведет к разрушению человека как в нравственном, так и физическом планах.

В.В. Быков "Обелиск" 


Повесть "Обелиск" - это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм "Минута молчания", снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям - вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова. 

В центре повествования - история советского учителя, готового пойти на смерть вместе со своими учениками, самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для совершения которого требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага. 


А.А. Ахматова «Слово о Пушкине» 


Памяти Пушкина

Неизменной опорой с первых шагов творчества А.А. Ахматовой являлся А.С. Пушкин. Её интерес к Пушкину приобрел не только чисто художественный, но и научный характер. Ахматова стала пристрастным, бесконечно требовательным к себе исследователем биографии и творчества поэта.

А.А. Ахматова испытывала личный и притом чрезвычайно серьезный интерес к А.С. Пушкину как человеку и поэту. Особенно ее волновало сходство трагических изломов пушкинской судьбы, отразившихся в его творчестве, с тем, что выпало и на ее долю, питало содержание ее поэзии.

Вот что пишет А.А. Ахматова об А.С. Пушкине:

«… Теперь настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что они сделали с ним, а о том, что он сделал с ними.

После этого океана грязи, измен, лжи, равнодушия друзей и просто глупости … - после всего этого как торжественно и прекрасно увидеть, как этот чопорный, бессердечный ("свинский", как говаривал сам Александр Сергеевич) и уж, конечно, безграмотный Петербург стал свидетелем того, что, услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.

"II faut que j'arrange ma maison (Мне надо привести в порядок мой дом)", - сказал умирающий Пушкин.

Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.

Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.

Он победил и время и пространство.

Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово "Пушкин", и, что самое для них страшное,- они могли бы услышать от поэта:

За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила - право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.

И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный aere perennius*. (*aere perennius - крепче меди (лат.) - цитата из оды Горация "Exegi monumentum aere perennius" ("Я воздвиг памятник крепче меди")»


Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном"

Почему человеку важно сохранять память о прошлом?

Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.

Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.


Аргументы к направлению Я И ДРУГИЕ


И.А. Гончаров "Обломов"


Обломов. Любовь к людям

В романе И. Гончарова «Обломов», с социальной точки зрения, главный герой – отрицательный тип, лишенный всякого духа инициативы, неспособный к какой-либо активности. Однако несмотря на это, автором он показан как человек, признающий высшей ценностью человеческую жизнь. И. Гончаров, описывая персонажа, вкладывает в его уста следующие слова: «Человека, человека давайте мне! … любите его». Описывая разговор Обломова с Пенкиным, писатель подчеркивает, что глаза Ильи Ильича стали «пылающими», когда он объяснял литератору свое морально-эстетическое верование, когда говорил о назначении искусства будить любовь к человеку. Обломов возражал против грубого смеха злости, он требовал гуманности и сочувствия к герою «невидимых слез» автора.  К сожалению, любовь Ильи Ильича к людям не спасла его. Рассматривая судьбу Обломова сквозь сочувственную грусть Штольца, а не сквозь горе оброчных трехсот Захаров, Гончаров тем не менее казнил обломовщину как порождение крепостнической системы, уродующей, калечащей человека.


Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"


Раскольников и Мармеладова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показал путь духовных исканий Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Высоко ценящий себя, ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие, что он находится «за пределами добра и зла». Однако нарушение норм морали наносит рану его душе. Он не может оправдать свой поступок, и теория его рушится. Спасает героя Соня, наделенная даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова до глубины души потрясает судьба девушки, которая ради спасения семьи вынуждена была пойти по «желтому билету». Образ ее жизни, мысли, мировоззрение строятся по законам самопожертвования. Она является воплощением человеческого страдания, бесконечных нравственных мук. Соня помогает Раскольникову смириться и покаяться, ей он обязан своим духовным возрождением. Чистая душа девушки оказалась способна увидеть в потерявшемся человеке увидеть надежду на светлое будущее.

Е.И. Замятин «Мы» 


Человек в тоталитарном обществе

Человек в тоталитарном обществе, как правило, лишен даже тех свобод, которые даны каждому от рождения. Так, например, герои романа Е.Замятина «Мы» - люди, лишенные индивидуальности. В мире, описанном автором, нет места свободе, любви, подлинному искусству, семье. Причины такого устройства кроются в том, что тоталитарное государство подразумевает беспрекословное подчинение, а для этого необходимо лишить людей всего. Такими людьми проще управлять, они не станут протестовать и подвергать сомнению то, что говорит им государство.

В тоталитарном мире человека растаптывает машина государства, перемалывает все его мечты и желания, подчиняет своим планам. Жизнь человека не стоит ничего. Но один из важных рычагов управления – это идеология. Все жители Единого государства служат одной главной миссии – послать космический корабль «Интеграл», чтобы рассказать об их идеальном устройстве. Механически выверенное искусство, свободная любовь лишают человека подлинных связей с ему подобными. Такой человек совершенно спокойно сможет предать любого, кто находится рядом с ним.

Главный герой романа Д-503 с ужасом обнаруживает страшную болезнь: у него образовалась душа. Он словно проснулся от долгого сна, полюбил женщину, захотел что-то изменить в несправедливом устройстве. После этого он стал опасным для тоталитарного государства, поскольку подрывал привычный порядок и нарушал планы главы государства, Благодетеля.

Это произведение показывает трагическую судьбу личности в тоталитарном обществе и предупреждает о том, что индивидуальность человека, его душа, семья – это самое важное в жизни каждого. Если человека лишить всего этого, то он превратится в бездушную машину, покорную, не знающую счастья, готовую умереть ради неприглядных целей государства.  


К.Г. Паустовский "Телеграмма"

 

Равнодушное отношение к близким.

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».


А. Моруа «Фиалки по средам» 


Любовь, недопонимание

В рассказе «Фиалки по средам» А. Моруа показана история несчастной любви. Персонаж по имени Андре - студент Политехнической школы - тайно влюблен в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьезно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника.  Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо, не решается с ней заговорить. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Он пробуждает в ней интерес своими точными, как часы, жестами внимания. Со временем влюбленный студент исчезает из ее жизни: из произведения мы узнаем, что герой погибает на войне. Однако вскоре появляется отец Андре и рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь, он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» ее любовь. Этот поступок трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Далее мы видим ее уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Если бы герои были откровенными друг с другом, если бы Андре сделал решительный шаг, а Женни не была бы так недоверчива, их отношения могли бы сложиться счастливо.


Х.К. Андерсен "Девочка со спичками"  


Жестокость и равнодушие

Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.


О. Генри "Мишурный блеск"


Как общество влияет на человека?

Общество всегда диктовало свои правила и законы поведения. Иногда эти законы бывают просто дикими, как мы можем наблюдать в рассказе О. Генри «Мишурный блеск». «Дикарь наших дней, рождённый и воспитанный в вигвамах племени манхэттенцев» мистер Чендлер старался жить по законам общества, где главным критерием оценивания человека была «встреча по одежке». В таком обществе каждый пытался показать другим, что он достоин находиться в высшем свете, бедность считалась пороком, а богатство – достижением. Не имело значения, каким способом было достигнуто это богатство, главное было «пустить пыль в глаза» Притворство, тщеславие и лицемерие царили вокруг. Смехотворность таких законов общества и показывает О. Генри, показывая «провал» главного героя. Он упустил возможность стать любимым прекрасной девушкой только потому, что пытался показать себя тем, кем он не являлся.


Аргументы к направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН


А.П. Чехов "Вишневый сад" 

Раневская. Нежелание, боязнь перемен

Действие в пьесе происходит в имении Раневской, которое назначено к продаже за долги. В России она не была пять лет, проведя эти годы в Париже. Обстоятельства, заставившие ее покинуть родину, были драматическими (в реке утонул ее сын, Гриша) Первые минуты пребывания Раневской в родном доме омрачены известием о продаже имения, назначена дата торгов. Свыкнуться с этой вестью Раневской еще предстоит, но весь драматизм положения она ощутила. С продажей усадьбы для нее рушится мир.

Выхода из создавшегося положения она не видит. Предложение Лопахина об отдаче земли в аренду под дачи она отвергает: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Раневская и мыслями и душой находится за пределами усадьбы, которую будут продавать, в ее репликах заключено неосознанное желание отбросить от себя решение вопроса, нежелание принимать перемены. Наступает день, когда откладывать нельзя, но Раневская медлит. Трагичен финал жизни Раневской: она уезжает в Париж, где будет жить за счет денег, отправленных бабушкой, которых надолго не хватит. В финале пьесы Раневскую ожидает разочарование и жизненный крах.


Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»  


Юрий Живаго. Духовные искания в эпоху перемен.

Размышлениями о причинах и следствиях изменений, происходящих в стране, наполнен роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Писатель создал произведение о русской революции и гражданской войне и показал духовные искания Юрия Живаго, проходящего путь от романтического ожидания революции до глубокого разочарования в самой ее идее, от восхищения свершившийся революцией до протеста против духовного и физического насилия над народом, которое последовало за ней. Перед героем постепенно открывалось истинное значение событий Октября семнадцатого года. В первые месяцы после революции Юрий Живаго с женой ещё надеялись пережить трудное время, предполагая, что всё происходящее разрушение временно, но очень скоро наступило прозрение.  Для героя романа в послереволюционной жизни не может быть выхода ни в профессиональной деятельности, ни в занятии искусством, ни в семейном счастье, он обречен на гибель.

Впервые в советской литературе роман «Доктор Живаго» подвергал сомнению справедливость и историческую закономерность кровавых войн и революций. «Переделка жизни…. Да она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий», — заявляет Юрий Живаго.

Б.Л. Пастернак пытается как можно объективнее показать и реальность гражданской войны, которая предстает в романе как кровавая неразбериха, непонятное месиво, где по разную сторону баррикад мальчики, иногда воспитанные в одном дворе, неистово истребляют друг друга. Гражданская война, с точки зрения Пастернака, — это закономерное следствие революции с её бессмысленной жестокостью. Две ладанки с одним и тем же изречением у двух погибших молодых людей, которые находит после боя Живаго, становятся символом трагедии русской нации, расколотой на две части.


И.С. Тургенев «Отцы и дети»  


Отношение к переменам

Историческое время романа «Отцы и дети» совпадает со временем ожидания перемен в российском обществе. Писатель изображает новое поколение, пришедшее, чтобы изменить страну. Нигилист Базаров – представитель этого поколения. Он решительный, целеустремленный и трудолюбивый человек, не склоняющийся ни перед какими авторитетами и не принимающий ни одного принципа на веру. Отрицая музыку, литературу, живопись, даже саму природу, Базаров видит будущее людей в науке. Он хочет разрушить все старое, что, по его мнению, не дает случиться переменам. Герой вступает в полемику с представителем «старого» поколения, Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров презирает Павла Петровича, он видит в его лице все дворянство, которое привело страну в такое состояние. Однако время «нового поколения» еще не пришло. Неслучайно в уста героя автор вкладывает следующие слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?..» 

Обломов (в чем причины боязни перемен)В первые годы жизни в столице Обломов «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя». Прошло десять лет, а он «ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще ... все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Обычное состояние Обломова — покой, «лежанье». «Когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате...» Трагедия Обломова в том, что он — барин — не деловой и непрактичный человек. Он обладает значительным состоянием — триста душ. Однако, по его представлениям, оно не обеспечит ему идеальной барской жизни. Воспитанный в патриархальных традициях, Обломов не допускает мысли о том, чтобы вложить деньги в какую-нибудь компанию: вдруг что случится — «вот я и без гроша». Обломов не приспособлен к практической жизни, не имеет представления о том, как нужно вести хозяйство доходно, с прибылью.

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, просторном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. 

Глубинные истоки социальной пассивности, неспособности человека к деятельности ярко раскрыты в девятой главе первой части произведения, которая называется «Сон Обломова». Здесь рассказывается о детстве и отрочестве героя. Гончаров рисует широкую картину патриархальной помещичьей жизни. В картине детства заложено все. Жизнь для обломовцев — это «тишина и невозмутимое спокойствие», которые, к несчастью, иногда нарушаются неприятностями. Особенно важно подчеркнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убытками, ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцов наших, но любить не могли». С раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, внушали ему. И очень скоро он «сам выучился покрикивать: — Эй, Вась ка, Ванька! Подай то, подай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!». В недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обломова — жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения».

Таким образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его петербургской квартиры в гончаровском романе в полной мере порождены и мотивированы социально-бытовым укладом патриархально-помещичьей жизни Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: «Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю». Дом Пшеницыной оказался тем райским, благословенным уголком, в который он стремился всегда. Здесь дни и ночи текут мирно, не внося буйных и внезапных перемен в однообразную жизнь. Жизнь меняется в своих явлениях, но меняется «с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает от берега и образует приращение почвы».


А.Н. Толстой "Пётр Первый"


Неготовность общества к переменам
В то время как Петр готовится к войне, укрепляет армию, меняет устои боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшатся перемен, ненавидят быстроту и жестокость всего нововводимого.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 


Время перемен

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим творениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе.

Бессмертное произведение А. С. Грибоедова своим содержанием и персонажами принадлежит эпохе декабристов начала 1820-х годов. В. Г. Белинский писал, что «в комедии звучит протест против чиновников взяточников, против невежества добровольного холопства». Словом, против всего что в русской действительности после Отечественной войны 1812 года возбуждало дух преобразований, что привело в 1825 году к восстанию на Сенатской площади.

В «гениальнейшей русской драме» противопоставлены «век нынешний и век минувший». Драматург, изобразив целостную картину жизни барской Москвы убедительно показал, чем порождены пороки людей их взгляды отношение к жизни. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни. Оружие Чацкого меткое пламенное свободное слово. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу... Его выслушивали среди молчания, так как общество, к которому он обращается, принимает его за сумасшедшего».

Великий создатель «Горя от ума» наш союзник в борьбе со всем отживающим отсталым что встречается еще в нашей жизни. Образ же Чацкого с неувядающей силой говорит нам о любви к родине, о непримиримости ко всему низкому и косному, о честности и гуманности, необходимых качествах настоящего человека.

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных», - предсказал А. А. Бестужев. А М. Горький говорил, что «образы „Горя от ума“, в которых исторически точно отразилась эпоха, вышли далеко за пределы своего времени».


Аргументы к направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ


Л.Н. Толстой "Война и мир"


Андрей Болконский

Андрей Болконский является одной из самых сложных, самых мыслящих фигур в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Герой внушает симпатию сознанием своего достоинства, стойкостью, с которой он переносит невзгоды. Он оказывается зажатым между старым и новым, между миром, который он осуждает, осознавая свою принадлежность к нему, и миром, к которому обращены его идеологические симпатии. На протяжении всего романа прослеживаются поиски героем ответов на волнующие его вопросы. 

Андрей Болконский – прежде всего аристократ, и может существовать лишь в сфере определенных ценностей. Что же касается общественной жизни, то он осознает необходимость реформ, но хочет сохранить жесткое разделение социальных слоев.  В личной жизни он стремится испытать большую любовь, но желает видеть в ней совершенство. И когда Наташа Ростова неожиданно обнаруживает перед ним все неистовство своей натуры, Андрей Болконский в отчаянии расстается с ней. Тем не менее, Толстой уверен, что даже представители старого поколения смогут обрести истину. Андрей Болконский найдет свой внутренний свет в сознании того, что он – чужой в современном мире, частью которого он не сумеет стать никогда. В его размышлениях чувствуется отрешенность, он уходит от активной жизни и отдаляется как от старого, так и от нового, размышляет об окружающем мире с позиции вечности. Тяжело раненный на поле битвы, лежа навзничь и глядя на небо, Андрей Болконский слышит возле себя голос Наполеона, шаги его солдат; ему открывается вся эпопея его времени, от которой, казалось, трещала земля. 


Пьер Безухов

Пьер Безухов – герой эпохи начала XIX века. Познакомившись с молодым дворянином в салоне А.П. Шерер, на протяжении всего романа читатель может проследить путь самопознания, который проходит Безухов. Он полон интереса к окружающему, в нем есть наивность и простодушие, он считает, что надо быть полезным и приносить добро, пытается найти свое место в жизни. Однако Пьер впечатлителен и легко поддается влиянию других. Руководствуясь порывом, он пытается примкнуть к движению франкмасонов, вся деятельность которых сводится к филантропии. Но прежде всего Пьер ставит себе целью достичь морального совершенства. Характерно то, что он разочаровывается в масонах, но благодаря этому может приблизиться к народу и на поле Бородинской битвы познакомиться с солдатами, а затем с Платоном Каратаевым: «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении... И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собой только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Встреча с Каратаевым – одно из самых глубоких впечатлений героя, ввергших его в кризис, в результате которого он обретает «веру в жизнь» и влюбляется в Наташу Ростову. 

Пьер Безухов, может быть, первый и самый крупный из литературных героев, трезво оценивающих свою жизнь и способных на полное самоотвержение. Целиком поглощенный своим внутренним миром, герой не подозревает, что его малейшие жесты, спонтанные эмоции, внезапные реакции позволяют познать его гораздо лучше, чем то, как он пытается разрешить свои проблемы и сомнения. Постепенно он приходит к пониманию того, что истина заключена в обычном человеке, и, познав эту истину, он одновременно познает свою собственную человеческую сущность.


И.А. Гончаров "Обломов"


Обломов. Рефлексирующий герой

И.А. Гончаров подарил миру новый художественный тип - Обломова. Однако нельзя сказать, что герой представлен в романе статично. Илья Ильич – рефлексирующий человек. Его мышление направлено на внутренний душевный мир. В Обломове открывается связь с родиной и со вчерашним днем; здесь и грезы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза жизни; здесь душа Гончарова в ее личных, национальных и мировых элементах. Кто он: обжора? ленивец? созерцатель? Нет... он Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков... В нем ни жадности, ни хитрости, ни жестокости. Обломов — эгоист, но эгоист наивный. Нельзя сказать, что он никого не любил. В произведении мы видим, с какой нежностью он вспоминает мать, как искренне любит Штольца, как влюблен в Ольгу. Однако Илья Ильич человек особой породы и на него должны работать принадлежащие ему люди. Они должны его беречь, уважать, любить и все за него делать; это право его рождения, которое он наивно смешивает с правом личности...  Он никогда не представляет себе свое счастье, основанным на несчастье других; но он не стал бы работать ни для своего, ни для чужого благосостояния. К людям он нетребователен и терпим донельзя. Герой любит свой привычный угол, не терпит стеснения и суеты, не привык к движению и резким наплывам жизни извне, пусть вокруг и разговаривают, спорят даже, только чтоб от него не требовали ни споров, ни разговоров. Создается впечатление, что он пассивен потому, что не задается внутренними вопросами, не жаждет нового в жизни. Однако это не так. Обломовской лени противопоставляется карьера и светская жизнь. Герой отрицает такую действительность, он предпочитает «спать» в своем царстве покоя, и это его выбор.


Обломов. Самореализация

Главный герой романа И,А. Гончарова «Обломов» -  пример человек, не сумевшего реализовать то «хорошее, светлое начало», которое покоилось в недрах его доброй души. Илья Ильич не осознал в себе человека, не применил свои тонкие чувства и ум идеалиста. Герой, в образе которого сосредоточены характерные особенности целого поколения, остался пассивен. Даже любовь не «разбудила его», не заставила выбраться из скорлупы обыденности, честно ответить на вопросы о самом себе. Самоанализ, элементы которого мы видим на протяжении всего романа, оказался незаконченным: герой так и не разобрался в своем духовном и нравственном состоянии, не прошел до конца путь развития. И.А. Гончаров на примере жизни Обломова показывает, что ждет людей, заглушающих в себе волю и силу духа, не готовых сбросить с себя халат обломовщины. 


Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"


Раскольников. Поиск истины, самопознание.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен поиску истины, душевным терзаниям человека, потерявшего внутренний покой. Раскольников – главный герой произведения – самолюбив, чувствителен и умен, нищета и несправедливость давят на него, вот почему в его голове рождается страшная теория. Согласно этой теории люди делятся на низших, которые нужны только для поддержания популяции, и высших, которые помогают развитию человечества. Себя Раскольников сравнивает с Наполеоном, полагая, что относится к числу высших, выдающихся людей. Совершая преступление, герой сам себе доказывает, что он тоже хозяин своих действий. Не сумев объяснить свой поступок с точки зрения морали, Родион осознает, что его теория обречена. Позднее герой сознается в содеянном, но покой в его душе наступит не скоро. Прийти к душевной гармонии ему помогает Соня Мармеладова. Любовь, понимание и сострадание, которое она проявляет к Раскольникову, сам пример ее жизни, дают герою надежду, и, пройдя путь очищения через смирение и покаяние, он спасается.


Аргументы к направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ



Дж. Роулинг «Гарри Поттер»


Чему учат литературные герои современного человека

У каждого времени свои характерные литературные герои, ведущие за собой, указывающие верный жизненный путь. Такими героями литературы XXI века можно назвать персонажей серии романов Дж. Роулинг. 

Гарри Поттер – центральный герой романа – мальчик, в раннем возрасте потерявший родителей. Он живет у родственников и вынужден терпеть их пренебрежительное отношение.  Однако унижение и непонимание не делают его замкнутым и жестоким. Попав в школу, герой демонстрирует такие качества, как искренность, храбрость и целеустремленность. С первых дней он находит новых друзей, сопровождающих его на протяжении всего произведения. Персонаж Гарри Поттера учит читателей важным вещам: быть хорошим другом, преодолевать трудности, оставаться самим собой и находить добро и свет даже в темные времена. 

Другим героем романа, показывающим пример поведения, является Гермиона Грейнджер – лучшая подруга Гарри Поттера. Умная и храбрая Гермиона всегда готова прийти на помощь не только друзьям, но и всем, кто, по ее мнению, нуждается в помощи. Так, на четвертом курсе она основывает организацию, которая должна помочь домовым эльфом получить освобождение от рабства и равные права с волшебниками. Никто не поддерживает ее стремления, даже эльфы оскорбляются предложением освободить их, однако Гермиона не сдается, она уверена, что поступает правильно. Высокая гражданская позиция, справедливость, смелость и упорство – вот чему учит читателей героиня романа Дж. Роулинг. 

Еще одним героем произведения является Рон Уизли – общительный, дружелюбный мальчик из большой семьи. Рон становится лучшим другом Гарри Поттера уже с первых глав романа. Вместе герои ищут ответы на волнующие вопросы, преодолевают трудности, влюбляются, ошибаются и побеждают, сталкиваются с разочарованием и обретают счастье. Герой Рона является примером верного друга, способного ради близких преодолеть все препятствия. Проанализировав ключевые фигуры романа, можно сделать вывод, что Гарри, Рона и Гермиону можно смело назвать примерами для подражания современных подростков.

 

Ч. Айтматов "Плаха"


Нравственные проблемы современности

Книга известного советского писателя — роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Действие романа происходит в Средней Азии, в Моюнкумской степи. Произведения начинается с описания волков. По вине человека гибнет их естественная среда обитания. Люди врываются в саванну как хищники, как преступники. Волки в произведении – символ нравственной силы, которой лишены люди.

Писатель детально разрабатывает в романе сюжетную линию Бостона, олицетворяющего нравственную норму, ту естественную человечность, которая нарушена и осквернена Базарбаем. Волчица уносит сына Бостона. Бостон убивает сына, волчицу, Базарбая. Истоки этого убийства — в нарушении существовавшего равновесия. Трижды пролив кровь, Бостон понимает: он и самого себя убил этими тремя выстрелами. Начало же этой катастрофы было там, в Моюнкумской саванне, где по чьему-то плану, скрепленному авторитетными печатями, было порушено естественное течение жизни.

Сюжетная линия волков и Бостона развивается параллельно с линией Авдия Каллистратова. После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником. Своим нравственным влиянием он хочет отправить этих павших людей от криминального пути.

Оказавшись в среде полудеклассированного элемента — людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии — он не стерпел убийства множества животных «для плана» — пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. 

Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя.


П. Санаев "Похороните меня за плинтусом"


Отношения в семье

Павел Санаев - писатель, сценарист, переводчик. Родился в 1969 году. В 1992 году окончил сценарный факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии. В 1994 году написал повесть "Похороните меня за плинтусом". В 1996 ее опубликовали в журнале "Октябрь", и в том же году ей была присуждена премия журнала "Октябрь" за лучший дебют. Несколько лет повесть жила на журнальных страницах на положении "широко известной в очень узких кругах". Читатели, которым полюбилась история Саши Савельева, передавали журнал друзьям, экземпляры "Октября" с повестью пользовались повышенным спросом в библиотеках, но большие издательства, словно не замечали произведение, которому суждено было через несколько лет "взорвать отечественный книжный рынок и обрести не просто культовый, но - легендарный статус".

Повесть "Похороните меня за плинтусом" - потрясающее по эмоциональности и чудовищному жизненному правдоподобию произведение. Главный ужас состоит в том, что все это имело место в реальной жизни. В этой книге автором очень ярко изображены, и бессилие матери, и властность бабушки и так называемая «затюканность» деда. Герои книги вызывают смешанные чувства. Гнетущая атмосфера, постоянное эмоциональное воздействие на психику ребенка, совершенно отвратительное отношение бабушки к родному внуку и дочери - все это, разумеется, не вызывает положительных эмоций.

Нервная обстановка в доме, разъедающая душу ребенка, травля родной матери у него на глазах, кроме крайнего вреда всей его нравственности, ни к чему другому привести не может. Он попал в положение, когда его волей-неволей заставляют предавать собственную мать, когда он постоянно становится свидетелем чудовищных сцен. Бабушка - тиран в семье. Ее стремление подчинить все своей воли, контролировать жизнь своих близких довольно четко прослеживается на страницах повести. «Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом - хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью».

Единственный способ заслужить уважение родного человека – заболеть. «Болея, я часто просил бабушку о том, что мне на самом деле не было нужно, или специально говорил, что у меня заложило нос или болит горло. Мне нравилось, как бабушка суетится около меня с каплями и полосканиями, называет Сашенькой, а не проклятой сволочью. Болезнь давала мне то, чего не могли дать даже сделанные без единой ошибки уроки, - бабушкино одобрение. Она, конечно, не хвалила меня за то, что я заболел, но вела себя так, словно я молодец, достойно отличился и заслужил, наконец, хорошего отношения. Хотя иногда доставалось мне и больному». Но, несмотря на все это, бабушку невероятно жаль. Печальная история ее жизни открывается в главе "Ссора". Бабушка - психически нездоровый человек. Во-первых, влияние таких же родителей, как и она сама, которые, возможно, сломали ей жизнь. Во-вторых, глубокая травма в молодости - потеря первого ребенка и, наконец, психиатрическая больница, после которой, по выражению дедушки, "жизнь и кончилась". Очень грустно говорить о том, что результат всех этих несчастий обрушился на Сашеньку. Мальчик был лишен нормального человеческого общения. Была бы воля бабушки, мальчик так всю жизнь и просидел бы в клетке. Ребенок настолько подавлен обстоятельствами, что услышать слово "можно" для него было огромным счастьем.

Мечты Саши заслуживают особого внимания. Он уже не мечтает о том, чтобы жить с мамой, но ему все-таки хочется ощутить нежность и заботу. Потрясают глубина размышлений маленького Саши о смерти. «Тот свет виделся мне чем-то вроде кухонного мусоропровода, который был границей, где прекращалось существование вещей. Все, что попадало в его ковш, исчезало до ужаса безвозвратно. Сломанное можно было починить, потерянное найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть. Никогда. Это слово вспыхивало перед глазами, жгло их своим ужасным смыслом, и слезы лились нескончаемым потоком. Слову "никогда" невозможно было сопротивляться. "Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище". 

Бабушка... она, как осьминог, опутала своими щупальцами всех своих близких, сделав несчастными большое количество людей. Именно поэтому, после восхитительной в своей психологичности кульминации идет немного жуткая развязка. Смерть бабушки. Сцена похорон - необходимая мера, потому что нереально было бы избавиться от влияния такого человека. «Я встал с кресла и прижался к маме, чтобы вознаградить себя за все потери счастьем, минуты которого не надо теперь считать, и с ужасом почувствовал; что счастья нет тоже. Я убежал от жизни, но она осталась внутри и не давала счастью занять свое место. А прежнего места у счастья уже не было. Невидимые руки хотели обнять маму, чтобы больше не отпускать, хотели успокоиться свершившимся раз и навсегда ожиданием - и не могли, зная, что почему-то не имеют на это пока права. Я тревожно подумал, что надо скорее вернуть все обратно, и понял, что тогда это право вовсе уйдет от них навсегда».

Смерть бабушки, как ни парадоксально, дает надежду на счастливый конец данной истории. В этом произведении автор приводит пример сугубо сложных отношений между родственниками. Здесь присутствует не только недопонимание, но еще и агрессия. Бабушка воспитывает внука в таких же условиях, в каких была воспитана и она. Так поступают многие родители, не понимая того, что существует и иной подход к ребенку. Учитывая, что эта повесть автобиографичная, следует отметить, что на данный момент Павел Санаев (Саша Савельев) счастлив и нашел в себе мужество написать данную книгу. Поэтому у нас есть уверенность в счастливом продолжении этой истории.

В современной литературе проблема отцов и детей волнует авторов не меньше чем в классической. И сейчас писатели пытаются разобраться в проблематике отношений взрослых и детей, отношений между поколениями. Каждый автор по-своему видит суть недопонимания между родными людьми и в произведениях отражает свои взгляды. 


Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent