М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни, в мир мечты.
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни.
Герой в одиночестве идёт к заветной цели. Он уверен, что преодолеет все трудности. Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Мцыри оказался сильным, смелым и мужественным борцом. Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша не был готов, так как жизнь за стенами монастыря не дала ему навыков существования в реальном мире. Но из исповеди героя становится ясно, что он ни о чем не жалеет, он говорит, что не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже на несколько минут, проведённых в родном краю. Герой не смог осуществить свою мечту, столкнувшись с действительностью, но на пути к её достижению испытал счастье.
А. Грин «Алые паруса».
В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Неукротимая вера в мечту не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
Мечта, какой она бывает, несоответствие мечты и реальности.Из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Главный герой рассказа – собирательный образ людей, которые не живут, а существуют:
"До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть".
Господин из Сан-Франциско – богатый, целеустремленный человек, который всю жизнь работал, чтобы когда-нибудь потом отдохнуть. Наконец, поняв, что добился многого герой решается исполнить свою мечту: пуститься в путешествие на 2 года. За много лет представление об идеальном отдыхе обросло подробностями, оно было выверено до мелочей.
"В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути"
Представления о прекрасном отдыхе и реальность не совпали: испортилась погода, его укачало, ощущения были совершенно не такими, какими представлял себе главный герой: «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как и подобало ему, — совсем стариком, — уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние...»
Даже испорченную версию своей мечты герою не суждено было воплотить в жизнь, он умер в самом начале путешествия, медленно, мучительно, цепляясь за реальность.
Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить.
Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет.
Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает.
Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго?
Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить, а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял.
Великая и мелкая мечта. Аргумент из рассказа «Господин из Сан-Франциско». И. С. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который посвятил свою жизнь служению призрачным ценностям. Его бога звали Богатство, ему он поклонялся, ему принес в жертву всего себя. Когда американский нувориш внезапно умер, то мир равнодушно отмахнулся от покойника. Здесь мерой всех вещей являются деньги., а мертвый старик не платит за роскошные апартаменты, не дает щедрых чаевых, не заказывает дорогие вина… Зачем тогда он нужен?! В этой циничной философии писатель видит порочность общества, основанного на обмане.
Н.В. Гоголь «Шинель»: это история о маленьком человеке, дерзнувшем поверить в мечту. Акакий Акакиевич беден до нищеты, недалек, застенчив, терпит издевательства коллег. Износив пальто до невозможности, герой поставлен перед необходимостью приобрести шинель, иначе гибель от холода в зимнем Петербурге неизбежна.
Шинель — это важная художественная деталь, которая представляется в ходе повествования как образ мечты. Именно она становится символом выхода за пределы обывательского круга, за грани жизни, выстроенной согласно табели о рангах. Гоголь затрагивает проблему неравенства, подчеркивая, что и у маленького человека может быть своя мечта и что «маленьким» его делает как раз среда, в душе же он, может быть, искренне готов уверовать во что-то чудесное. Образ «значительного лица» — это та сила, которая способна затушить пламя стремящейся к свету души. Акакий Акакиевич умер не столько от простуды, сколько от потери обретенного смысла, выведшего его за рамки крохотной жизни, которую он вел. Шинель — это дерзновение быть более свободным. Ведь в голову Башмачкина уже начинала закрадываться мысль: «Не положить ли, точно, куницу на воротник?». Шинель выводит Акакия Акакиевича из жизненного ступора сознания.
Мистический финал повести, возможно, выписан Гоголем в таком ключе для того, чтобы показать бессмертность мечты, сумевшей воплотиться и вселить в сердце маленького человека истинную веру. Даже после смерти Башмачкин оказывается неразделимым с образом шинели, ставшей его путеводной звездой. Этот финал нужен для того, чтобы показать победу мечты над табелью о рангах и всеми жизненными условностями.
Аргумент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Что может лишить человека способности мечтать? Подмена духовных ценностей материальными опасна прежде всего потому, что человек сам превращает в неодушевленный предмет, лишает человека способности мечтать. Вспомним поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Плюшкин превращается в существу среднего рода, у него нет ни друзей, ни родных. Предмет его обожания — вещи. Цель-накопительство. Гнилое тряпье, ветошь, оторванные каблуки, ржавая подкова — это новая семья бывшего человека, душа которого превратилась в пыльный чулан. У такого человека нет будущего, его жизнь лишена всякого смысла.
Аргумент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Почему люди перестают мечтать?
«Думайте не о наживе, думайте о своей душе!» — этот пламенный призыв звучит в поэме Гоголя «Мертвые души». Писатель с мучительной болью в сердце говорит о том, как много людей, ослепленных блеском злата, забыли о своей высокой человеческой миссии, как постепенно умирало в них духовное начало. Перед нами проходит скорбная галерея «бывших» людей, которые угасли, запутавшись в липкой паутине мелких интересов, разучились мечтать.
Н.В. Гоголь
Взгляд на мечту как негативное явление, приносящее человеку существенный вред, прослеживается в произведениях Н.В. Гоголя. Писатель отмечает: "Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству <...> мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни".
Истинная/ложная мечта, цель и смысл жизни. Для чего нужна мечта? Аргумент из повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Главный герой повести узнает, что починить старую шинель уже невозможно, необходимо шить новую. Это известие полностью меняет жизнь Акакия Акакиевича. С появлением «идеи будущей шинели» жизнь его обретает новый смысл, нищета духа оборачивается страстью, обнаруживает новые стороны натуры героя «…как будто само существование его сделалось как-то полнее». Естественно, что ограбление Башмачкина, потеря им шинели — это настоящая трагедия. Ведь украдена не просто вещь — жизнь лишилась смысла, потеряна та подруга, с которой он надеялся в мире, согласии и удовольствии доживать свои дни. Жалкие потуги Башмачкина бороться за свои права оборачиваются ощущением своего ничтожества, болезнью и смертью.
«Невский проспект» Н. В. Гоголь Герои повести – романтичный художник Пискарев и прагматик майор Пирогов. Жестокая жизненная правда колеблет мечты Пискарева о человеческом счастье, о гармоническом устройстве мира. Он болезненно, трагически переживает противоречие идеала и действительности. Миру тления и распада, с которым встречается художник, он пытается противопоставить жизнь, насыщенную трудом. В труде он видит то облагораживающее начало, которое способно возродить человека.
Желая спасти падшую женщину, Пискарев пытается убедить её в том, что им обоим счастье принесет совместная трудовая жизнь. «Правда, я беден, - сказал, наконец, после долгого и поучительного увещевания Пискарев, - но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь. Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе». Но тут Пискарев терпит крах. Условия жизни, окружающая обстановка нравственно искалечили избранницу его сердца, породили в ней отвратительное подобие «аристократства».
«Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою». Боже, в этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата».
Кроме мечты о независимой трудовой жизни, Пискарев ничего не может противопоставить суровой действительности. Гоголь рисует в образе Пискарева не человека активной целеустремленности, а того благородного мечтателя, который осознает дисгармонию жизни. В ее восприятии художником больше раздумий и страдания, чем попыток найти выход, но это страдания человека, увидевшего пороки окружавшего его мира. Не имея сил и возможности изменить реальность, герой уходит в мир грёз, сновидений, погружаясь в него так глубоко, что сон становится для него более реальным и желанным, чем действительность. И однажды он решат окончательно расстаться с этим миром, лишив себя жизни, которую душа его не принимает.
Для Пирогова же главное в жизни - преуспевание, возможность занять под солнцем местечко потеплее. Это ось, вокруг которой вращаются все его помыслы и желании. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. Живое воплощение пошлости, Пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики. Любая мечтательность для него чужда и непонятна. Полное отсутствие какой-либо чувствительности даже унизительную трепку позволяет ему пережить легко, просто сделав вид, что этого не было. Жизнь его – плоская жизнь прагматика-реалиста.
«Портрет»: молодой бедный художник Чартков, увидев поразивший его портрет в художественной лавке, отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключается лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рамы портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает: он переезжает в большую квартиру, рисует заказные портреты, в которых нет искусства. Чартков идет на компромисс со своими мелочными желаниями, предает мечту, и художник в нем начинает умирать. Это цена отказа от мечты, от высокой цели.
«Мертвые души»: ставший хрестоматийным образ мечтателя-прожектера нарисован в поэме «Мертвые души». Манилов - "большой мечтатель". Сущность его характера - совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он грезит о том, как хорошо было бы построить через пруд каменный мост или от дома провести подземный ход. Мечты уносят его все дальше от реальной действительности, не принося счастья ни ему, ни окружающим.
Противопоставлен Манилову (как и другим героям поэмы) Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. Чичиков тоже мечтает. Но мечта его вполне конкретна, приземлена, осязаема: разбогатеть, получить дворянство, жениться и обеспечить безбедное существование себе и своим детям. Это даже не мечта, а, скорее, цель, к которой герой движется, не считаясь со средствами достижения. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но от остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную цель, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность. Но стоит ли эта цель того, чтобы положить на её достижение не только время и силы, но и совесть, достоинство, жизнь?
Аргумент из пьесы М.Горького «На дне». Ожидание/ реальность/ надежда. Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
Можно ли утверждать, что любому человеку свойственно мечтать? Аргумент из пьесы М. Горького «На дне».
Несомненно, все люди разные. У каждого свой темперамент, характер, судьба. Однако, на мой взгляд, есть нечто, что нас объединяет — это способность мечтать. В пьесе М. Горького «На дне» показана жизнь людей, разучившийся мечтать, они просто проживают свою жизнь день за днем, не понимая смысла своего существования. Эти несчастные обитатели ночлежки находятся «на дне» жизни, куда не пробивается луч надежды. На первый взгляд может показаться, что их ничего не объединяет с другими людьми, они все воры и пьяницы, нечестные люди, которые способны только на подлость. Но читая страницу за страницей, можно увидеть, что жизнь каждого когда-то была другой, но обстоятельства загнали их в ночлежку Костылевых, которые сами недалеко ушли от постояльцев. С появлением нового жильца Луки все меняется. Он жалеет их, и эта теплота будит проблеск надежды. Жители ночлежки вспоминают свои мечты и цели: Васька Пепел хочет перебраться в Сибирь и зажить честной жизнью, Актер желает вернуться на сцену, даже бросает пить, умирающая Анна, уставшая от мучений на земле, приободряется мыслью о том, что после смерти обретет покой. К сожалению, мечты героев рушатся, когда Лука уезжает. В реальности они не сделали ничего, что могло бы изменить их положение. Однако сам факт того, что они хотели измениться, не может не радовать. Ночлежники не перестали быть людьми, несмотря на испытания, выпавшие им в жизни, и где-то в глубине их душ живут обычные люди, которые просто хотят радоваться жизни. Таким образом, способность мечтать объединяет таких разных людей, оказавшихся волею судеб в одном месте.
М. Горький «На дне».
Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем - сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна.
Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому.
Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Мечта может восприниматься как образ идеального будущего и идеального «Я». Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Бытовавшее в ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума .
<…>
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Но героиня видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу, а позволяет жить дальше, пережив разочарование в своих чувствах.
Аргумент из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Отсутствие мечты — бич человечества. Ведь именно в движении за мечтой человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия мечты страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема — это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» — Татьяну. Вот она — мечта! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А. С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.
Существует ли недостижимая мечта? С какими сложностями сталкивается человек на пути к своей мечте? Аргумент из романа Рубена Гальего «Белое на черном».
Множество примеров в жизни и художественной литературе свидетельствует о том, что человеческие возможности безграничны. Так, герой автобиографического романа Рубена Гальего «Белое на черном» является примером, подтверждающим мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой романа — сирота, которому, кажется, жизнь не приготовила ничего хорошего. Он болен, к тому же лишен родительского тепла. Еще в младенчестве он был разлучен с матерью, и его определили в детский дом. Жизнь его тяжела и безрадостна, но смелый мальчишка поражает своей целеустремленностью. Несмотря на то что его считают слабоумным и неспособным к обучению, он настолько страстно желает побороть судьбу, что добивается своей цели: становится известным писателем и вдохновляющим примером для многих людей. Все дело в том, что он выбирает путь героя: «Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Другими словами, следовать этим путем — значит быть сильным и не сдаваться до тех пор, пока не достигнешь цели, когда цель — это жизнь, а достижение цели — каждодневная борьба за существование.
Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
В середине ХIХ в. концепт «мечта» получает свое развитие в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, не придерживаясь определенных взглядов, изображают мечты с разных позиций.
"Мечта", – как пишет Е.В. Петровская, – один из сквозных поэтических мотивов толстовских произведений и дневника от начала творчества до периода художнической зрелости в романе "Война и мир". "Толстовский герой, находясь наедине с самим собой, чаще всего не "думает", а мечтает, вспоминает, оживляет в воображении прошедшее или мысленно перемещается в будущее". Е.В. Петровская также замечает, что, в отличие от других писателей, которые описывают миражный и губительный характер мечтания, Толстой вскрывает другую его сторону: "Мечтание толстовских героев имеют важное отличительное свойство – деятельный характер. Прежде всего это относится к молодым героям Толстого. В их мечте есть не только свобода, но сила и страстность".
В произведении "Война и мир" Толстой изображает разные виды мечты:
1. Волшебную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Ростовой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.
2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: "В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная".
3. Мечта возвышенная, мечта о служении. О подвиге и славе мечтает Андрей Болконский. Пожалуй, определяющей чертой князя Андрея является сознательность во всех своих стремлениях. Он всегда хотел принять «деятельное участие в жизни». В душе он грезил славой Наполеона. Болконский искренне мечтал о подвиге, который бы заметили и оценили другие люди. Своим кумиром он считал Наполеона, которому в свое время принес славу Тулон. Князь Андрей искал одобрения и признания. При Аустерлице Болконский понимает, что может получить все или ничего. Князь Андрей мечтает совершить подвиг. Перед ним открывается уникальный шанс. Герой уже представляет себе, как бежит со знаменем и спасает все войско. Наступает день сражения. Мечта становится реальностью. Андрей Болконский видит беспорядок, панику в войсках. Он берет знамя и ведет за собой армию. Но его неожиданное ранение прерывает честолюбивые замыслы. Перед князем во всем своем величии предстает вечное, бескрайнее небо. В сравнении с ним земные баталии кажутся бессмысленными, ничтожными. Герой ощутил необъятность мироздания в сравнении с личными интересами. В душе князя Андрея наступает духовный перелом. Он возвращается в Лысые Горы другим человеком. Князь Андрей хочет изменить жизнь страны, участвует в реформах Сперанского. Мечты его всегда деятельны, созидательны, направляемые желанием служить людям.
Быть полезным, найти свое предназначение мечтает и Пьер Безухов. Со временем мечты героев трансформируются, «взрослеют» вместе с ними, но неизменным остается одно - возвышенность желаний.
Ф.М. Достоевский
Несколько видов мечтаний и типов мечтателей представлено в произведениях Ф.М. Достоевского: "Петербургская летопись", "Слабое сердце", "Честный вор", "Белые ночи", "Записки из подполья", "Сон смешного человека", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы".
Вот как описывает Достоевский типичного русского мечтателя середины ХIХ в.: "Имя ему легион. Это господин, имеющий доброе сердце и не имеющий ничего, кроме доброго сердца. Как будто какая диковинка – иметь в наше время доброе сердце! Этот господин, имеющий такое прекрасное качество, выступает в свет в полной уверенности, что его доброго сердца совершенно достает ему, чтоб быть навсегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе, что пренебрег всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу. Он, например, ни в чем не знает ни узды, ни удержу. У него все нараспашку, все откровенно. Этот человек чрезвычайно склонен вдруг полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас же полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил".
«Бедные люди»: Макар Алексеевич Девушкин – «мечтатель доброго сердца». Смысл жизни Девушкина заключается в заботе об "ангельчике" – бедной родственнице. Герой повести пытается помочь девушке бескорыстно и в меру всех своих возможностей, более того, он проявляет отзывчивость ко всем окружающим. Единственная мечта Девушкина – сделать счастливой свою родственницу Вареньку, но при этом герой сам решает, в чем должно заключаться ее счастье и разочаровывается, когда девушка поступает по-своему. Так, когда Варенька соглашается выйти замуж за бесчестного человека, Макар говорит: "Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, <...> все оттого, что вы <...> здесь, напротив, поблизости жили" . Герой довольствовался малым, боялся предъявлять какие-либо требования жизни и потерял всё.
«Белые ночи»: образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен – за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни: «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется герой повести - бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.
«Белые ночи»— повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту, не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»
«Преступление и наказание»: Ф. М. Достоевский в своем романе нарисовал очень опасного мечтателя. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость. Изучив историю человечества, он создает свою теорию, которую намерен проверить на себе. Для этого он выбрал жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Герой убивает ее, а заодно лишает жизни и ее беременную сестру, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
Но есть мечты, которые не способна осквернить реальность. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: отправляется на каторгу вслед за любимым. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечной теории. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может воплотиться в реальность, если человек пламенно верит в то, что делает.
И.А. Гончаров «Обломов»
Жизнь Обломову представляется той сказкой, какую он слышал в детстве. Вопреки словам Штольца о том, что “мы живем для того, чтобы работать”, Обломов думает совершенно иначе: он считает, что жизнь должна быть в радость, а для него идеалом существования была размеренная жизнь в деревне. Думал он и о супружеской жизни, где жена была частью той идеальной картины. Нельзя сказать, что у Ильи Ильича не было цели и он просто бездействующий мечтатель. Нет, у него были иные представления о смысле жизни, о самом бытии. Он просто другой человек. Так, мы видим его мнение об обществе, куда с такой настойчивостью зовет Штольц: “Свет, общество!.. Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это; нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня...” Обломов осознает то, как живет он, как живет общество, и его это не устраивает, он не хочет жить так же, он не хочет смириться с этим. Но и совершенно не способный что-либо делать, Обломов не может воплотить в реальность свой идеал, а только грезит о нем.
Противоположность Обломову – Штольц. В отношении к нему трудно применить концепт «мечта». У Штольца любая мечта сразу же превращается в осознанную цель, которую возможно достигнуть, он не мыслит жизни без деятельности, прекраснодушные мечтания – не его сфера.
Как осуществить свою мечту? Что необходимо для осуществления мечты? Аргумент из романа И. А. Гончарова «Обломов»
И. Обломов, персонаж одноименного романа И.А Гончарова, — это человек, который только хотел, он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь в родовом поместье, хотел создать семью, вырастить детей… Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизни, поэтому его мечты так и остались мечтами, За эту измену своим обещаниям, своим стремлениям Обломова ждет страшное возмездие: последние его минуты отравлены горьким сознанием того, что жизнь прошла, как дым, без пользы, без смысла.
А.П. Чехов
«Ионыч»: главный герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, хочет реализовать себя в профессии, внести свою лепту в развитие медицины, помогать людям, имеет высокие представления. Но он оказывается в глухой провинции, где его стремление к свету захватывает тьма мещанства и пошлости. Окружение Старцева затягивает его в однообразное и скучное существование. Здесь никто ничего не хочет, ни к чему не стремится. И Старцев тоже становится таким, он предает свою мечту, предает себя, однажды уступив желанию покоя и комфорта. Со временем он делается груб и ворчлив, видя в пациентах только источник дохода. Теперь ему ничего не нужно, кроме богатства, а любимое его занятие – пересчитывать деньги: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет». Еще молодой, Старцев «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. … Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». И приводит к такому существованию героя отказ от высокой мечты в угоду сиюминутному благополучию и покою.
Аргумент из рассказа А. П. Чехова «Ванька». Всегда ли ожидания соответствуют реальности? (неоправданные ожидания, конфликт ожиданий и реальности).
Рассказ А. П. Чехова «Ванька» посвящен разрушенным ожиданиям. Маленький мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке. Он описывает свою тяжелую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание всех ужасов, с которыми вынужден справляться Ванька, наталкивает читателя на мысль о том, что дедушка, прочитав письмо мальчика, обязательно приедет и заберет его в деревню. Но все ожидания разрушаются в последних строчках рассказа, когда вместо адреса Ваня пишет «на деревню дедушке». Рассказ производит очень сильное впечатление. Горькое чувство возникает, когда осознаешь, что Ванька будет продолжать ждать, надеяться, но суровая реальность не позволит его надеждам оправдаться.
Читать рассказ А.П. Чехова "Ванька"
Аргументык итоговому сочинению из пьесы"Вишневый сад" А.П. Чехова Мечтатели:
Гаев, Раневская, Фирс (мечтают о прошлом)
Трофимов, Аня (мечтают о будущем)
Реалист:
Лопахин (живет в настоящем), человек "своего" времени.
Гаев, Раневская, Фирс, застряли в прошлом, все их мысли устремлены в прошлое, вспоминают о детстве, не способны жить в реальности, решать проблемы, не принимают новое, в частности, решение проблемы с разорением.
Раневская – дворянка, мечтает вернуться в былые времена, когда вишневый сад процветал, но не способна ничего предпринять, что это осуществить.
Гаев – дворянин, ленив, тоже мечтает о прошлом, сентиментален и чувствителен, не способен к действиям, не уживается с реальностью, много говорит, но ничего не делает, идеалист и романтик, мечтает о спасении вишневого сада, строит нереальные планы, мечтает о фантастическом разрешении проблемы, ленив.
Фирс – мечтает о прошлом, не способен принимать новое, даже отказывается от свободы после отмены крепостного права, у него нет ничего личного, в том числе и мечты, его желания всегда связаны с желаниями хозяев. Его забывают больного в имении, где он и умирает.
Лопахин – представитель нового поколения, купец. Его отец был крепостным у Раневских,но он приспособился к реальности, быстро разбогател. Лишен ностальгических чувств, живет настоящим, реалист, пытается решить проблему здесь и сейчас, не дает себе времени мечтать и думать о смысле жизни, "забивая все время" работой. Покупка вишневого сада – это не реализация мечты, а выгодное вложение денег
Трофимов и Аня: мечтатели, мысли устремлены в будущее. Аня – дочь Раневской, мечтает уехать из дома, начать новую жизнь с Петей Трофимовым, в которого влюблена, верит в счастье и в другую жизнь, мысли устремлены в будущее
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Петя Трофимов – вечный студент, не может долго сидеть на одном месте, его бросает из крайности в крайность, верит в лучшее будущее, не работает, не ищет работу, не любит интеллигенцию, наивен идейно, верит в счастье, чувствует его приближение, не понятно, будет ли что-то для этого делать или нет, ленив, но опьянен мечтой о будущем, проповедует необходимость труда во благо счастливого будущего, но попыток что-то сделать не совершает.
«Крыжовник»: пределом мечтаний героя рассказа, Николая Ивановича, были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. Главный герой счастлив, он с удовольствием ест свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но его брат, Иван Иваныч, понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Воплотив в жизнь свою мечту, став богатым, он обеднел духовно. Сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Именно в этот момент конфликт материального и духовного, мечты и реальности, в которой эта мечта воплощена, достигает апогея.
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Мечты о лучшей жизни необходимы, ведь именно они дают силы для исполнения желания. Егор Полушкин, герой повести, казалось бы, простодушный, никчемный человек. «Бедоносец» - так называет его жена. Не умеет и не хочет в жизни устраиваться. И мечты у него все какие-то легкие, безденежные, «про путешествия, про зверей, про космос. Легкие мечты, невесомые». Но он смог совершить, казалось бы, невозможное: вернуть лебедей на Черное озеро, чтобы оно, как и прежде, называлось Лебяжьим. Эта хорошая мечта, потому что Егор старается не для себя, а для людей, чтобы и дети, и дети детей смогли насладиться природной красотой.
Однако если во главу угла становится человеческий эгоизм, то исполнение заветного желания может навлечь беду. Так произошло с принцессой Изольдой, героиней литературной сказки.
Противопоставление мечты и реальности в жанре антиутопии.
Утопия (от греч. “U” – «нет», «топос» - «место») – в литературе развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Это мечта людей, недовольных существующим миропорядком, о будущем счастливом мироустройстве. Термин «утопия» - от названия произведения Т.Мора , в котором изображена идеальная жизнь на острове-государстве. Классические утопии - «Город солнца» Кампанеллы», «Новая Атлантида» Ф.Бэкона. В эпоху торжества утопических проектов писатели первыми почувствовали опасность их реального воплощения в жизнь. Так появляется антиутопия.
Антиутопия – жанр, который развенчивает возможность «счастья» утопического государства, доводя до абсурда описание «идеального государства», раскрывая его истинную сущность. Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии принимает форму футурологического прогноза, романа-предупреждения.
Первые элементы антиутопии появляются в творчестве Достоевского (шигалёвщина в «Бесах», идеи Великого Инквизитора в «Братьях Карамазовых»). Элементы антиутопии появляются и у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» (Угрюм-Бурчеев, переделывающий город по строгому плану геометрически точно выверенных линий и строящий жизнь в нем по таким же прямолинейным законам). В этих произведениях появляются первые стержневые законы антиутопии. В 20 веке жанр антиутопии переживает настоящий расцвет. Лучшие антиутопии – «О дивный новый мир» (1932) и «Скотный двор» (1945) Олдоса Хаксли; «1984» Джорджа Оруэла (1949); «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина, «Кысь» Татьяны Толстой, «Котлован» Андрея Платонова, «Бойня номер пять» Курта Воннегута, «Улитка на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких.
Тема мечты и реальности в лирике.
Многие поэты в своем творчестве обращались к теме мечты и реальности. При подготовке к сочинению по названному направлению можно обратиться к творчеству В.А. Жуковского («Море»), А.С. Пушкина («Узник»), М.Ю. Лермонтова («Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Небо и звезды»), Ф.И. Тютчева («Чему бы жизнь нас ни учила»), А. Блока («Незнакомка», цикл «Стихи о Прекрасной Даме») и др.
Истинные и ложные мечты, влияние рекламы на создание искусственных желаний.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа В. Пелевина «Generation П»
Одной из ключевых тем в романе В. Пелевина «Generation П» является влияние рекламы и маркетинговых стратегий на человека, на его мечты, цели, желания. Главный герой Вавилен Татарский случайно попадает в мир рекламы и обнаруживает у себя талант рекламных слоганов. Татарский становится творцом телевизионнной реальности, замещающий реальность окружающую.
Философия, разработанная Вавиленом Татарским, заключается в том, что под воздействием рекламы человек перестаёт быть разумным, превращаясь в «переключаемого». В образе главного героя автор изобразил неразрывную взаимосвязь между обезличиванием человека и его вовлечённостью в область технологий манипуляции сознанием. С помощью рекламных технологий предметы потребления возводятся в несвойственный им ранг высших ценностей.
Духовные ценности в рекламе, искусстве начинают выполнять подчинённую функцию, снижаются, опошляются — всё ради потребления.Пелевин описывает различные манипуляционные технологии: от «классических» рекламных слоганов до вполне фантастического изображения криэйтерской деятельности героя в отделе компромата, которые «работают» на вытеснение традиционных ценностей российского человека и замещение их рядом псевдоидеалов.
Постепенно сам герой обезличивается и уже не может понять, где правда, а где ложь.
Чем опасно отсутствие мечты для человека? Истинная мечта и мнимое сиюминутное желание.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа О.Хаксли «О дивный новый мир». В центре внимания романа «О дивный новый мир» О. Хаксли — проблема потребительства, отсуствие мечты. На примере общества, описанного автором, мы видим губительность этой идеалогии. С одной стороны законы общества провозглашают всеобщее счастье, с другой стороны, мы наблюдаем духовную деградацию жителей. В этом мире потребительство возведено в культ, новым богом становится Генри Форд. Жизнь этих людей лишена смысла, все сводится только к получению удовольствий. Поэтому у людей просто нет необходимости развивать свой внутренний мир, у них полностью отсутствует индивидуальность и самосознание. В этом обществе под запретом находится наука, искусство, религия. Вместо нравственности людям с детства внушают гипнопедические установки на потребление, коллективизм и гигиену. Неудивительно, что в таком обществе не существует искренних привязанностей, отсутствует понятие семьи и брака.
Порядки, установленные в дивном мире, приводят к тому, что в погоне за внешними благами и удовольствиями люди совершенно утрачивают индивидуальность, подлинные чувства, понятия «дружба», «Любовь» и «счастье».
Ложные цели, отсутствие мечты. Аргумент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.
Важно ли следовать за своей мечтой? Мечта как недостижимый идеал. Аргумент из рассказа Андре Моруа «Фиалки по средам».
А. Моруа в рассказе «Фиалки по средам» показывает читателям, что происходит, когда человек боится следовать за своей мечтой. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который «приблизит» его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Он самостоятельно сделал свою мечту «недостижимой», превратив возлюбленную в идола, к которому даже не стоит приближаться. Этот пример доказывает, что нерешительность в мечтах способна лишить человека счастья. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к своей мечте.
Нужна ли цель в жизни? Аргумент из рассказа О. Генри «Мишурный блеск»
Остроумная сатира на действительность — отличительная черта творчества О. Генри. В его рассказе «Мишурный блеск» затронута, пожалуй, одна из важнейших проблем общества. Повествование преисполнено комизма: главный герой мистер Тауэрс Чендлер, являясь обычным работягой, раз в 70 дней позволял себе роскошный поход по центру Манхэттена. Он надевал дорогой костюм, нанимал извозчика, обедал в хорошем ресторане, выдавая себя за богача. Однажды во время такой «вылазки» он повстречал скромно одетую девушку по имени Мэриан. Он был пленен ее красотой и пригласил пообедать. Во время разговора он все так же выдавал себя за богатого человека, которому ничего не приходится делать. Для Мэриан такой образ жизни был неприемлемым. Ее позиция была очевидной: у каждого человека должны быть стремления, цели в жизни. Не важно, богат или беден человек, он должен заниматься полезной работой. Только позже мы узнаем о том, что девушка на самом деле была богатой, в отличие от Чендлера. Он наивно полагал, что, выдавая себя за обеспеченного, не обремененного заботами и трудами человека, он может привлечь внимание прекрасной незнакомки, что люди будут относиться к нему лучше. Но оказалось, что бесцельное существование не только не привлекает, но и отталкивает. Манифест О. Генри направлен против бездельников и праздных людей, «вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом».
Чем опасно отсутствие мечты/цели?
Что такое «великая цель»? Какова цель существования человека? Какая цель может принести удовлетворение? Аргумент из произведения В. Аксенова «Коллеги».
Великая цель — это, прежде всего, цель, направленная на созидание, на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. В повести В. Аксенова «Коллеги» мы видим героев, которым еще только предстоит осознать свое предназначение. Три друга: Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин, — выпускники медицинского института, ждут распределения после окончания учебы. Они еще не вполне понимают, как важна их работа, ведь совсем недавно они жили беззаботно: ходили в кино и театры, гуляли, влюблялись, спорили о предназначении врача. Однако после института они сталкиваются с реальной практикой. Александр Зеленин просит перевести его в поселок Круглогорье, он уверен, что друзья должны продолжать дело предков ради потомков. Благодаря своей работе он быстро завоевывает уважение местных жителей. В это время друзья Александра работают в морском порту, ожидая назначения на судно. Им скучно, они не понимают важности своего дела. Однако когда Зеленин получает серьезное ранение, друзья оказываются рядом. Теперь жизнь друга зависит только от их профессионализма. Максимов и Карпов делают тяжелейшую операцию и спасают Зеленина. Именно в это мгновение врачи понимают, в чем заключается великая цель их жизни. Они имеют огромную власть — вырывать человека из цепких лап смерти. Ради этого они и выбрали свою профессию, только такая цель может принести им удовлетворение.
К чему приводит человека отсутствие мечты? Бездействие. Аргумент из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
Так, в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», главный герой практически всю свою жизнь ничего не делает лично для себя и для общества. Он всего боится, живет «правильно», не совершает ошибок. Но каков итог? Его жизнь проходит бледно. Никто не знает о нем, никому он не нужен. Он не достигает каких-либо высот, не чувствует, что живет, у него даже нет мечты. Бездействие исключает ошибки, но и заведомо «хоронит» человека.
Как выбрать жизненный путь? Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути? (Проблема выбора профессии, жизненного пути) Аргумент из романа Л. Улицкой «Зеленый шатер».
Миха, очень добрый, честный и искренний человек, находит радость в помощи людям. Окончив филологический факультет, парень увлекается дефектологией и «учит русскому языку и литературе глухонемых и глухих детей». Несмотря на спартанские условия и маленькую зарплату, он переезжает в Подмосковный интернат для глухонемых детей. Жизненный путь, который он для себя выбирает, делает его счастливым, ведь «его интерес к дефектологии шел из самой глубины личности, от его дара эмпатии». Он неделями не выезжает из интерната, придумывая новые методики преподавания, дети любят его, а он с радостью дарит им свою любовь. К сожалению, жизнь вносит свои коррективы: Миху увольняют за чтение запрещенной литературы. Будучи мирным по натуре, он вынужден бороться. Чутье к языку и любовь к литературе помогают найти себя в новом деле. Миха начинает заниматься самиздатом и становится соавтором литературной газеты. Новое дело увлекает его, он чувствует важность своей работы. Жизнь героя заканчивается трагически, но, несмотря на это, можно с уверенность сказать, что Миха всегда занимался любимым делом.