ЧАСТЬ 1
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Д у н я ш а. Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.
Л о п, а х и н. На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере. (Зевает и потягивается.) Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал… Сидя уснул. Досада… Хоть бы ты меня разбудила.
Д у н я ш а. Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.
Л о п, а х и н (прислушивается). Нет… Багаж получить, то да сё…
Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Лёгкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»
Д у н я ш а. Руки трясутся. Я в обморок упаду.
Л о п, а х и н. Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.
Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.
Е п и х о д о в (поднимает букет). Вот садовник в столовой поставить. (Отдаёт Дуняше букет.)
Л о п, а х и н. И квасу мне принесёшь.
Задание 2
Начало фрагмента представляет собой небольшое авторское описание обстановки, пояснение к действию. Как оно называется?
Задание 3
Говоря о Раневской, Лопахин погружается в воспоминания детства. Укажите термин, которым обозначается развёрнутое высказывание персонажа в драматическом произведении.
Задание 4
Установите соответствие между персонажами пьесы и их социальным положением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ |
А) Лопахин Б) Епиходов В) Трофимов | 1) студент 2) помещик 3) купец 4) конторщик |
Как называется мелкая подробность, имеющая важное значение для характеристики персонажа (книга в руке Лопахина, читая которую, он «ничего не понял»)?
Задание 6
Каково авторское определение жанра пьесы «Вишнёвый сад»?
Задание 7
Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».
Задание 8
Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина?
Задание 9
В каких произведениях отечественной классики изображены предприимчивые люди и в чём их можно сопоставить с Лопахиным?
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.
У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму…
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его, — нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
(Б.Ш. Окуджава, 1986)
Задание 10
Назовите род литературы, к которому относится произведение Б. Ш. Окуджавы.
Задание 11
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт дважды использует анафору.
Задание 12
Как называется созвучие концов стихотворных строк (нету — свету; судьбе — о себе и т. п.)?
Задание 13
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
1) неологизм
2) гротеск
3) инверсия
4) анафора
5) метафора
Задание 14
Определите размер, которым написано стихотворение Б. Ш. Окуджавы (без указания количества стоп).
Задание 15
Как в стихотворении Б. Ш. Окуджавы раскрывается тема взаимоотношений поэта и потомков?
Задание 16
В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема творчества и творца и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б. Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…»?
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста (-ов) произведения (-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения (-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
17.1 Авторское отношение к героям и событиям в «Слове о полку Игореве».
17.2 Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
17.3 Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба и история народа?
17.4 Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ — начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)