Задание 23

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2019. Функционально-смысловые типы речи.

В 23 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия: 

1) определить тип речи в указанных фрагментах 
2) понять, какое из высказываний верно, а какое — нет. 

В предложениях содержится: 

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование 
Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. 
Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки. 

Пример: 
Пришёл, увидел, победил (Цезарь). 


Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. 
Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. 

Описания могут быть фактографическими или творческими. 
Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. 

Пример: 
Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. 

Пример: 
"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока 


Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. 
Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. 
Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. 

Рассуждение может быть развернутым и кратким. 


!!! Внимательно читайте формулировку

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.

Похожие статьи:

Задание 22 ...

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2019. Текст как ....

Подробнее
Задание 11 ...

 Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2019. ....

Подробнее
Задание 1 ...

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2019. ....

Подробнее
Теория к ЕГЭ 2019 по русскому языку. ...

Вся необходимая теория для подготовки к ЕГЭ по ....

Подробнее