1. Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.
2. И уже после первой книги (1) бо́льшую часть которой (2) составляли стихи о природе (3) я понял (4) что эта тема будет для меня главной.
3. В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.
4. Через четверть часа (1) когда (2) над нашими головами разразилась гроза и лес точно застонал от раскатов грома (3) у нас в балагане загорелся огонёк (4) свет (5) от которого (6) осветил наши лица.
5. Спортсмены активно используют аминокислоты (1) важнейшее свойство (2) которых (3) обнаружено учёными сравнительно недавно.
6. Жимолость (1) плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами (4) отличается высокой зимостойкостью.
7. Килиманджáро –– бывший вулкан (1) кратер (2) которого (3) почти целиком (4) заполнен вечными льдами и снегами.
8. Процесс творчества характеризуется тем (1) что (2) творец самой своей работой и её результатами оказывает огромное влияние на тех (3) кто (4) находится рядом с ним.
9. Однажды (1) мастер украсил весь город красными маками (2) к каждому (3) из которых (4) была прикреплена открытка со стихами.
11. Скептицизм и неверие в высокие идеалы (1) характерны для молодого поколения (2) духовное становление (3) которого (4) пришлось на тридцатые годы XX века.
12. Градостроительная дисциплина в Новгороде была так велика (1) что (2) в течение девятисот лет ни одно здание в городе не строилось выше и больше центрального палладиума города – собора святой Софии (3) хотя (4) вне пределов города были здания и выше, и больше.
13. «Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.
14. Процесс творчества характеризуется тем (1) что (2) творец само́й своей работой и её результатами оказывает огромное влияние на тех (3) кто (4) находится рядом с ним.
15. 30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев — один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.
16. Французскую поэзию (1) основу которой (2) составляли патриотические и вольнолюбивые настроения (3) исследователи рассматривают как идеологию революционного времени.
17. Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.
18. Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
19. Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.
20. Датский принц (1) история жизни (2) которого (3) с очень большими изменениями послужила основой для трагедии «Гамлет» (4) однажды посетил Англию.
21. Дуэль, представляющая целостное театральное действо (1) цель (2) которого (3) — жертвоприношение ради чести (4) обладает жёстким сценарием.
22. Восточный сад (1) характерным признаком (2) которого (3) является простота (4) получает всё бóльшую популярность.
23. Наконец я посетил эти чудесные места (1) чтобы познакомиться со страной (2) общий характер которой (3) поразительно сходен с характером нашей страны (4) и осмотреть её основные достопримечательности.
24. Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному коридору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали меня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множеством стульев.
25. Только в степи начинаешь понимать (1) сколько радости может дать человеку (2) даже самая маленькая река (3) и ценишь каждый глоток воды.
26. Удачный композиционный приём (1) внимание к которому (2) привлёк ещё критик Страхов (3) автор использует (4) во всех других романах.
27. Леголенд (1) при строительстве (2) которого (3) было использовано почти 33 миллиона деталей конструктора «лего» (4) производит впечатление даже на взрослых.
28. Дискуссия –– это такой публичный диалог (1) в процессе (2) которого (3) сталкиваются (4) противоположные точки зрения.
29. Марина Цветаева пришла в русскую поэзию (1) в эпоху смены русского символизма новым направлением (2) приверженцы (3) которого (4) именовали себя акмеистами.
30. В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) которых (4) считал обязательным для воспитанного человека.
31. Блудово болото (1) где мы сами не раз тоже блуждали (2) начиналось (3) как почти всегда начинается большое болото (4) непроходимыми зарослями ивы, ольхи и других кустарников.
32. Литература (1) представляет собой достоверный документ (2) на основании (3) которого (4) легче всего восстановить (5) характерные черты времени (6) и узнать его требования.
33. Перед исследователями дельфинов (1) были поставлены (2) интересные вопросы (3) ответы на которые (4) читатели найдут в следующих главах книги.
34. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
35. Опустевший дом (1) на всех предметах (2) которого (3) лежал отпечаток духа и характера хозяина (4) пробудил в Татьяне особые чувства.
36. Уровень сервиса (1) рассчитывается по двадцати параметрам (2) среди (3) которых (4) особенно важны (5) дружелюбие и компетентность продавцов.
37. После того как хозяйка указала на мои ошибки (1) она объяснила (2) почему надо говорить медленнее (3) и посоветовала запомнить все рекомендации (4) которые (5) она мне дала.
38. После экзамена (1) мы подождали (2) пока преподаватель объявит отметки (3) и, обрадованные тем (4) что никто не провалился (5) шумно вырвались на улицу.
39. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех ученых мира.
40. С моря дул сильный ветер (1) порывы (2) которого (3) клонили деревья практически к земле.
41. Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.
42. Пьер знал (1) что он не виноват (2) потому что ему нельзя было приехать раньше; знал (3) что этот взрыв с её стороны неприличен (4) и (5) что через две минуты это пройдёт.
43. Громко и надоедливо (1) кричали грачи (2) гнёзда (3) которых сплошь усеивали верхушки берёз.
44. Он взял письмо и с намерением скорее вернуться домой (1) чтобы обдумать (2) случившееся (3) вышел на улицу.
45. Служба (1) о которой за минуту думал я (2) с таким восторгом (3) показалась (4) мне тяжким несчастием.
46. Печорин (1) психологический портрет (2) которого (3) дал М.Ю. Лермонтов (4) был героем своего времени.
47. Я наблюдал этот многолетний процесс под Ленинградом в Токсове (1) где (2) во время Первой мировой войны были вырублены сосны и (3) сосновые леса сменялись зарослями ольхи (4) которая (5) затем прилелеяла под своими ветвями молоденькие сосенки.
48. Успехи сыновей Иоганна Себастьяна Баха и других воспитанных им музыкантов (1) из числа (2) которых (3) вышло немало серьёзных профессионалов (4) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.
49. Долг требовал (1) чтобы я явился туда (2) где служба моя (3) могла еще быть полезна отечеству (4) в настоящих затруднительных обстоятельствах.
50. Автор защищает некий тезис (1) относительно (2) которого можно привести доводы (3) «за» и «против».
51. Постоянную температуру (1) пчёлы поддерживают лишь в центре улья (2) где растёт и развивается (3) их потомство.
52. Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам, и преподавать в пейзажном классе (1) из стен (2) которого (3) вышли многие выдающиеся мастера.
53. Есть особый комплекс упражнений (1) действие (2) которых (3) направлено на насыщение тканей организма (4) кислородом.
54. Научные интересы С.М. Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.
55. Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не нравилась многим его современникам (3) считал (4) что колонизация азиатских народов приводила к распространению крепостного права на эти народы.
56. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.
57. Огромное значение для развития древнерусского государства имели походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установление равноправных экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и принятие христианства.
58. Мне нужно было хоть какое-нибудь живое существо (1) которое (2) не понимает (3) что такое война (4) и думает (5) будто мир остался таким же (6) каким (7) был месяц или год назад.
59. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
60. Этика –– это не забытый склад ценностей, правил и норм, а знание (1) с помощью (2) которого (3) и принимаются ответственные решения.
61. В документе перечислены (1) определённые права (2) которых (3) раньше у предпринимателей никогда не было (4) и которые дают им возможность защищать себя.
62. Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
63. Река (1) вдоль берега (2) которой (3) пошли туристы (4) круто сворачивала вправо.
64. Читал книгу и я (1) чтобы в своей памяти освежить те исторические события (2) свидетелями (3) которых (4) были люди моего поколения.
65. «Капитанская дочка» представляет собой (1) записки Петра Гринёва (2) основой (3) которых (4) стал рассказ о событиях пугачёвского бунта.
66. Получилось (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди молодёжи.
67. Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого (3) раскинулась неприветливая тундра.
68. Эта мысль (1) принадлежит прозаику (2) имя (3) которого (4) уже давно известно читателям.
69. Путешественники Блейт и Риджуэй (1) пересекли Атлантику на рыбацкой лодке (2) единственным оборудованием (3) которой (4) были две пары вёсел.
70. Софья Николаевна зашла в гостиную (1) сквозь стеклянные двери (2) которой (3) был виден (4) опустевший сад.
71. Раскольникову (1) больше по сердцу Сеннáя площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.
72. Каков (1) был этот первоначальный каменный Детинец (2) неизвестно (3) так как (4) современный новгородский кремль относится к значительно более позднему времени.
73. Среди колокольчиков (1) в семействе (2) которых (3) только в Северном полушарии насчитывается около 250 разновидностей (4) есть много низкорослых сортов.
74. В 1820-х годах для дворянских юношей (1) были созданы юнкерские школы (2) воспитанники которых (3) назывались юнкерами.
75. Если члены одной птичьей стаи (1) теряются (2) они издают (3) громкие свистовые крики (4) благодаря (5) которым (6) им удаётся найти друг друга.
76. С каждым новым прочтением поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (1) обнаруживаются всё новые и новые вопросы (2) дать ответы (3) на которые (4) может только время.
77. Таруса –– небольшой городок на Оке (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях (4) относятся к Х веку.
78. В русском языке (1) предложения с пропущенными словами (2) для восстановления (3) которых (4) требуется контекст (5) называются контекстуально неполными.
79. Давно замечено (1) что деятели мировой культуры (2) детство которых (3) прошло в неблагоприятных условиях (4) становились выдающимися мыслителями.
80. Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?
81. В творчестве В.В. Маяковского романтические устремления личности (1) совпали с утопическими умонастроениями эпохи (2) глашатаем (3) которых (4) ему суждено было стать.
82. Всю ночь (1) Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться (2) что (3) было в голове её мужа такое (4) о чём ей (5) нельзя было бы знать.
83. При проведении некоторых экспериментов животным предлагают задачи (1) решение (2) которых (3) у человека (4) связано с работой второй сигнальной системы.
84. Главный герой повести Б.Л. Васильева «Его батальон» делал всё (1) что (2) было в его силах (3) чтобы победа досталась «малой кровью» (4) и были спасены люди от бессмысленной смерти.
85. Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Н.В. Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.
86. В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с творчеством (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XX столетия.
87. В небольшом романе (1) стержнем (2) которого служит любовная история (3) Петра Гринёва и Марии Мироновой (4) А.С. Пушкин задаёт сложные философские вопросы.
88. Вот почему Михайловское и Тригорское так же святы для каждого русского человека (1) как свято то место берега Америки (2) где (3) впервые ступила нога Колумба.
89. И уже после книги «Матушка-рожь» (1) бо́льшую часть которой (2) составляли стихи именно девяностых годов (3) я понял (4) что глубоко заблуждался.
90. В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
91. Нужно помнить (1) что граждане (2) права́ (3) которых (4) нарушены (5) имеют возможность обратиться за международной правовой защитой.
92. Посадки махровых маргариток (1) декоративность (2) которых с годами (3) снижается (4) принято возобновлять через три-четыре года.
93. Я люблю Мещёрский край за то (1) что (2) он прекрасен (3) хотя (4) вся прелесть его (5) раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
94. Всемирно известная писательница должна была извиниться перед человеком (1) честь и достоинство (2) которого (3) суд признал оскорблёнными.
95. На огни маяков пристально смотрят только вахтенные и штурвальные (1) потому что (2) все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному (3) чтобы (4) по этим признакам можно было определить (5) какой это маяк (6) и узнать (7) где находится корабль.
96. Когда свежий ветерок дохнул с реки Москвы (1) мост (2) через которую (3) примыкал к другой стороне площади (4) встрепенулась первая весенняя зелень.
97. Прежде чем (1) непринуждённо и решительно войти во двор и начать действовать (2) я (3) чтобы (4) ознакомиться с обстановкой (5) стал незаметно у калитки за деревом.
98. Тихоокеанское огненное кольцо (1) протяжённость (2) которого составляет около 40 тысяч километров (3) представляет собой зону (4) где наблюдается интенсивная вулканическая и сейсмическая активность.
99. В непогожие дни (1) когда над тундрой бушует пурга (2) и (3) даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ (4) было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике.
100. Когда путешественники поняли (1) что они сбились с пути (2) перед их взором открылась панорама (3) бескрайнего пшеничного поля (4) край которого (5) уходил в необозримую даль (6) и смыкался с бездонным небом.
101. Когда часы пробили восемь (1) она спустилась с верхнего этажа (2) встречать гостей (3) которые уже собрались в саду в этот тихий осенний вечер (4) и о чём-то оживлённо беседовали.
102. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась так очевидно (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который был доволен судьбой и самим собой.
103. Фильм по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», снятый кинорежиссёром С.Ф. Бондарчуком, – шедевр (1) за который (2) любишь советские фильмы (3) и без (4) которого (5) отечественный и мировой кинематограф был бы неполон.
104. Особый напиток (1) в составе (2) которого (3) присутствуют природные молочнокислые микроорганизмы (4) вот уже две тысячи лет называется айран.
105. В «Тарусских страницах» (1) содержатся материалы о художнике В.Д. Поленове (2) усадьба (3) которого (4) находилась близ города Тарусы.
106. Неудивительно (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди современной молодёжи.
107. Специальные краски (1) в состав (2) которых (3) входит клей (4) предназначены для росписи по стеклу.
108. Зеркало маяка собирало в пучок (1) столько солнечного света (2) что могло сжигать корабли (3) которые (4) плыли далеко в море.
109. Впереди (1) куда вела дорога (2) было светло (3) потому что ещё брезжили (4) отблески уходящего дня.
110. В русской речи существует богатый набор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.
111. Иоганну Себастьяну Баху (1) полифоническое мастерство (2) которого достигло своей вершины (3) в «Искусстве фуги» (4) принадлежит много произведений духовной музыки.
112. Около деревьев можно посадить луковичные растения (1) яркие пятна (2) которых (3) ранней весной создают ощущение праздника.
113. Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.
114. Следует заметить (1) что размер страховой суммы (2) в пределах (3) которой (4) компания обязана застраховать пенсионные накопления (5) чрезвычайно мала.
115. В отличие от «Людмилы» В.А. Жуковского (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) его «Светлана» –– радостная баллада.
116. Писатели-неоромантики (1) в основе творчества (2) которых (3) лежал романтический разлад между действительностью и мечтой (4) противостояли символистам и реалистам.
117. Даже не зная соответствующих установлений, можно было бы догадаться (1) что (2) нельзя на крутом берегу реки (3) где обычно располагались древнерусские города (4) ставить большие здания на площади, выходящей на реку, «спиной» к реке.
118. Соседство с комнатами несчастной королевы (1) судьба (2) которой (3) воспламеняла воображение гениальнейших поэтов (4) нередко заставляло Дашкову думать о бренности земного величия.
119. Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.
120. Вариантная языковая норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов (1) два (2) из которых (3) признаются допустимыми в современном языке.
121. Чтобы (1) понять (2) в каких (3) эмоциональных и интеллектуальных сферах происходило у Пушкина в его лицейские годы общение с царскосельскими садами (4) необходимо заглянуть в чрезвычайно сложную и слабо у нас известную область садово-паркового искусства.
122. Для Нади теряет свой прямой смысл учёба (1) ради (2) которой (3) она собиралась ехать в Петербург.
123. Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.
124. Дедушка рассказал историю (1) фольклорный характер (2) которой (3) все мы инстинктивно почувствовали (4) но которая на самом деле произошла именно с ним.
125. О нашей угловой комнате, носившей название чайной (1) хотя (2) в ней не пили чая (3) я даже сейчас вспоминаю так же (4) как вспоминают о живом человеке (5) с которым (6) связаны дорогие воспоминания.
126. Эстрадный блеск и элементы позирования (1) дань (2) которым (3) отдавали даже Ф. Лист и Н. Паганини (4) были органически чужды утончённой натуре Ф. Шопена.
127. Страховая сумма (1) в пределах (2) которой (3) страховщик производит страховые выплаты (4) исчисляется как разность максимальной страховой суммы и суммарной величины страховых выплат (5) если таковые производились страховщиком в течение действия настоящего договора.
128. В отделке кухни используют моющиеся обои или кафельную плитку (1) цвет (2) которых (3) должен гармонировать с цветом кухонной мебели.
129. Множество мыслей и чувств (1) сущность (2) которых (3) Константин не мог передать окружающим (4) набралось у него во время уединения.
130. Подчёркнуто духовному облику Ильинской (1) в чертах (2) которой (3) отражалось «присутствие говорящей мысли» (4) противопоставлен внешний портрет Пшеницыной с её «простотой» душевных движений.
131. Человек (1) ум (2) которого (3) не может подчинить себе душу (4) не способен ощутить полноту жизни.