Реминисценциями могут стать цитаты или их пересказ; названия произведений, часто употребляющиеся в значении художественных центров; имена персонажей, ставшие символами; события, выполняющие функции изобразительного средства; заимствования, в которых сюжетная схема, расстановка героев, их черты и характеры неуловимо изменены автором.
Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» Ф.И. Тютчева использован образ «мыслящего тростника», принадлежащий Б. Паскалю («Мысли»). Для Б. Паскаля эта метафора является знаком необходимого присутствия человека в мире природы. Ф. И. Тютчеву данный образ помогает объяснить трагедию бытия «разладом» человека с природой, в результате чего «мыслящему тростнику» остаётся только горько сетовать и протестовать: «И ропщет мыслящий тростник...».
В творчестве А. А. Блока использована библейская реминисценция «нести свой крест». Введение её в образную систему стихотворения «Коршун» позволяет автору оттенить традиционное значение «покорности судьбе»: «Расти, покорствуй, крест неси». В стихотворении «Россия» этот образ приводит к появлению иных оттенков («И крест свой бережно несу»), что способствует возникновению нового, символического смысла текста: страдания, уготованные лирическому герою, не только изначально неизбежны, но и святы. Он готов осознанно принять их и «бережно» сносить.
Соединения нескольких реминисценций образуют «реминисцентные гнёзда». Так, например, вторая строка стихотворения
О.Э. Мандельштама: «Я список кораблей прочёл до середины...» («Бессонница. Гомер. Тугие паруса...») — отсылает читателя ко второй песне «Илиады» («Сон Беотия, или перечень кораблей»). Список, приведённый Гомером, содержит названия 1186 кораблей, идущих походом на Трою. Это объясняет появление в тексте О.Э. Мандельштама образов, связанных с категорией времени и с движением (взгляд лирического героя, находящегося в состоянии бессонницы, скользит по строкам «Илиады», и они представляются ему плывущими в небе
журавлиным выводком, клином, поездом). Образы журавлей порождают второй слой реминисценций («чужбина», «свадебный поезд»),
О цели похода сообщается в третьей строфе: «Когда бы не Елена,/Что Троя вам одна, ахейские мужи?».
Всё реминисцентное гнездо позволяет прояснить основную мысль текста — всё в мире «движется любовью», и следует подчиниться этому всеобщему закону, как подчинились ему когда-то гордые и мужественные ахейцы.
«Полигенетические реминисценции» отсылают читателя не к одному, а к ряду источников. Например, строки из стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...» вызывают у читателя ассоциации, связанные с содержанием некоторых мифов о сотворении человека из земли и глины, апокрифических легенд о создании Адама, вводят библейские мотивы крещения водой.