1) Как ты понимаешь значение слова «село» («в селе») из предложения? Запиши своё объяснение.
(5)Он родился в 1814 году в Москве, но детство провёл в селе Тарханы в имении своей любимой бабушки.
2) Как ты понимаешь значение слова «обитатель» из предложения? Запиши своё объяснение.
Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей!
3) Как ты понимаешь значение слова «забава» из предложения? Запиши своё объяснение.
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.
4) Как ты понимаешь значение слова «пресная» («пресной») из предложения? Запиши своё объяснение.
Оказывается, концентрация различных солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной.
5) Как ты понимаешь значение слова «страна» из предложения? Запиши своё объяснение.
Как правило, он произрастает в жарких странах, где много солнечных лучей и влаги.
6) Как ты понимаешь значение слова «деревня» из предложения? Запиши своё объяснение.
Эта крупная птица доверчиво расхаживает по лугу у самой деревни и устраивает своё большое гнездо из прутьев и веток на верхушке старого дерева или прямо на крыше деревенского дома.
7) Как ты понимаешь значение слова «сторож» из предложения? Запиши своё объяснение.
Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами: это их сторож, их защитник, их нянька.
8) Как ты понимаешь значение слова «берёста» из предложения 15? Запиши своё объяснение.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
9) Как ты понимаешь значение слова «пятиться» из предложения 13? Запиши своё объяснение.
(10)А однажды наша бабушка сунула ногу в валенок и закричала от испуга: что-то пребольно укололо её! (11)Оказалось, там сидит ёж. (12)Бабушка вытряхивает незваного гостя, а он не вытряхивается. (13)Пролезть в тёплый валенок было легко, колючки не мешали, а повернуться там невозможно, и пятиться нельзя – колючки не пускают. (14)Пришлось разрезать валенок, чтобы вытащить ёжика на свет! (15)Конечно, как друга не выручить из беды!
10) Как ты понимаешь значение слова «скала» из предложения? Запиши своё объяснение.
Есть в дубе что-то похожее на скалу: он такой же могучий и величественный.
11) Как ты понимаешь значение слова «выгода» из предложения 14? Запиши своё объяснение.
(10)Русский царь Пётр Первый придумал ещё один интересный обычай. (11)На военной форме того времени пуговицы стали пришивать на рукава не с внутренней, а с внешней стороны. (12)Царь хотел, чтобы солдаты отучились от дурной привычки вытирать рот рукавом после еды. (13)Пуговицы царапали рот, и солдат больше не использовал рукав вместо платка. (14)Форма не пачкалась и лучше сохранялась, от этого государство получало выгоду.
12) Как ты понимаешь значение слова «ворох» из предложения? Запиши своё объяснение.
В городе на бульварах и во дворах мальчик видел не только комья, но и целые ворохи листьев.
13) Как ты понимаешь значение слова «каюта» («в каюте») из предложения? Запиши своё объяснение.
Хотели его не пустить, заперли в каюте – он стал дверь царапать и страшно реветь.
14) Как ты понимаешь значение слова «забава» из предложения? Запиши своё объяснение.
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.
15) Как ты понимаешь значение слова «сражение» («в сражении») из предложения? Запиши своё объяснение.
Благодаря таким тренировкам в первом же сражении Ушаков одержал блестящую победу над врагами, не потеряв из своей команды ни одного человека!
16) Как ты понимаешь значение слова «спасатель» («спасатели») из предложения 10? Запиши своё объяснение.
(2)В 1954 году в горах Австрии лавина застигла в пути 11 школьников и двоих учителей. (3)Овчарка Аякс работала 96 часов подряд. (4)Аякс скрёб когтями и разрывал плотно спрессованный снег, пока не свалился от изнеможения. (5)У собаки лапы были стёрты до кости и обморожены. (6)Спасатели отнесли Аякса в горную хижину, чтобы сделать ему перевязку, но самоотверженного пса нельзя было удержать под крышей. (7)Собака кидалась на запертую дверь хижины, пытаясь вырваться наружу. (8)В конце концов Аякса выпустили, и он стремглав помчался к месту снежного обвала. (9)Израненными лапами Аякс откопал первого человека, засыпанного лавиной. (10)Вскоре спасатели нашли и остальных.
17) Как ты понимаешь значение слова «врач» из предложения 4? Запиши своё объяснение.
(1)Великий русский врач, хирург и анатом, Николай Иванович Пирогов был исключительно трудолюбивым и самоотверженным человеком. (2)Даже в редкие минуты отдыха он думал о том, как победить болезни и облегчить тяжёлые страдания людей.
(3)В 19 веке − в то время, когда жил Пирогов, ещё не умели лечить переломы. (4)Многие врачи считали, что сломанные конечности не срастаются, и люди лишались рук и ног, оставаясь калеками на всю жизнь.
18) Как ты понимаешь значение слова «зоопарк» («зоопарку») из предложения 1? Запиши своё объяснение.
(1)Наш поезд перевозил зверей с Дальнего Востока в подарок столичному зоопарку. (2)Я заглянул в вагон с клетками тигров. (3)На вытянутых передних лапах лежит поникшая голова полосатого хищника. (4)Взгляд тосклив и безутешен. (5)Тигр тоскует по свободе. (6)Страдание переполняет его, и он начинает жалобно выть. (7)Увидев меня, полосатый страдалец умолкает и, как бы стесняясь своей невольной слабости, отворачивается. (8)В соседней клетке содержится другой тигр. (9)Он тоже невесел, но тоскует не так трагически. (10)Я подхожу ближе, и он, издав одобряющий звук, приближается к решётке, смотрит без злобы.
19) Как ты понимаешь значение слова «выдумщики» из предложения 14? Запиши своё объяснение.
(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе:
(14)− Вот выдумщики! (15)Это я весну делаю! (16)Как начну лить горючие слёзы, стучать капельками по насту на весь лес – вот вам и весна...
20) Как ты понимаешь значение слова «период» из предложения 3? Запиши своё объяснение.
(1)У марта – первого весеннего месяца – есть свои приметы. (2)Каждый год в марте к нам приходит день весеннего равноденствия. (3)Он носит такое название, потому что в этот период день и ночь разделяют сутки ровно надвое – на двенадцать часов.
21) Как ты понимаешь значение слова «госпиталь» («в госпиталях») из предложения? Запиши своё объяснение.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. (10)В госпиталях не хватало даже самых простых лекарств и медикаментов.