Решать
Вариант 9 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Мы вышли из вагона тр..мвая и увид..ли на пр(е/и)вокзальной площад.. (не)сколько тро(л,лл)ейбусов и д..сятка два такси. Поср..ди площад.. кр..совался фонтан, окруженный газонами. По тр..туарам шли пеш..ходы. (Не)к..торые из них на м..нуту ост..навливались у нарядных2 витрин магазинов и пристально ра(с,сс)матр..вали различ..ные вещи. Около самого (в/ф)хода в вокзал ра(з/с)пол..жилось (не)сколько киосков. В них шла бойк..я т..рговля г..зетами ж..рналами и п..чтовыми конвертами4. Па(с,сс)ажиры с чемоданами корзинами и рю(г/к)з..ками сп..шили к пр..г..родным билетным ка(с,сс)ам.
До ..тхода ближайш..го отпр..вления ост..валось не более п..т..надцати минут. Но быстро л..тят3 с..кунды. Все сп..шат на перрон и ст..рают..ся как можно скорее п..пасть в вагоны. (Не)которые па..с..жиры т..жёлые вещи отпр..вля..т б..гаж..м. На п..сад..ч..ной платформе уже много народу. Вдали свис..нул электр..воз и открылся семафор. Маш..нист з..медлил ход и поез(д,т) ост..новился. Пр..водники и к..ндукторы заняли св..и м..ста.
Мы вышли из вагона трамвая и увидели на привокзальной площади несколько троллейбусов и десятка два такси. Посреди площади красовался фонтан, окруженный газонами. По тротуарам шли пешеходы. Некоторые из них на минуту останавливались у нарядных витрин магазинов и пристально рассматривали различные вещи. Около самого входа в вокзал расположилось несколько киосков. В них шла бойкая торговля газетами, журналами и почтовыми конвертами. Пассажиры с чемоданами, корзинами и рюкзаками спешили к пригородным билетным кассам.
До отхода ближайшего отправления оставалось не более пятнадцати минут. Но быстро летят секунды. Все спешат на перрон и стараются как можно скорее попасть в вагоны. Некоторые пассажиры тяжёлые вещи отправляют багажом. На посадочной платформе уже много народу. Вдали свистнул электровоз, и открылся семафор. Машинист замедлил ход, и поезд остановился. Проводники и кондукторы заняли свои места.
Задание 2.Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
нарядных
Наряд-корень, н-суффикс, ых-окончание, нарядн-основа
Нарядных от наряд - суффиксальный
(3) - морфологический разбор слова;
летят
1. летят (что делают?) - глагол, н. ф. - лететь.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
В них шла бойкая торговля газетами, журналами и почтовыми конвертами
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,
с однородными дополнениями.
Грамматическая основа: торговля (подлежащее, выражено существительным), шла (сказуемое, выражено глаголом)
Второстепенные члены предложения: (торговля) газетами, журналами (и) конвертами – дополнение, выражено существительными; (шла) в них – обстоятельство, выражено местоимением с предлогом (возможно дополнение); (торговля) бойкая – определение, выражено прилагательным; (конвертами) почтовыми – определение, выражено прилагательным
Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: свистнул;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 8 букв и 7 звуков, так как буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный звук).
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
каталог, оптовый, облегчит, красивее
каталОг, оптОвый, облегчИт, красИвее
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Вблизи гнезда уже ничего не было, и куница пошла к большому болоту за озером
нареч, сущ, нареч, мест, частица, глагол, союз, сущ, гл, предлог, прил, сущ, предлог, сущ.
Задание 6Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) не хватает трехста рублей
2) трое девочек
3) пять абрикосов
4) был более умнее
не хватает трехсот рублей, три девочки, был более умным
Задание 7Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мать-и-мачеха первый цветок весны.
2) Мама испекла ватрушки с творогом.
3) Мороз опушил ветви кустов и деревьев.
4) Щенок Хвостик очень весёлый и озорной.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Мать-и-мачеха - первый цветок весны.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Софья Львовна успокоилась но зато у нее началась сильная головная боль.
2) Небо уже не гремело а издавало трескучие звуки.
3) Лучше расскажи Алиса в чем дело.
4) Чуть зашевелились кусты.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Лучше расскажи, Алиса, в чем дело.
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1) Калий — это минеральный элемент, необходимый для нормальной жизнедеятельности клеток живого организма. (2) Вместе с натрием калий отвечает за водный баланс в организме. (3) От этого зависит работа сердца, его ритм, а также деятельность нервов и мышц. (4) Содержание в организме солей, кислот и щелочей тоже регулируется с помощью калия: он уменьшает отёки и стимулирует выработку необходимых ферментов. (5) Физическая выносливость человека тоже зависит от калия: он снижает утомляемость, снабжая мозг кислородом, способствует ясности мыслей и не позволяет развиться синдрому хронической усталости — заболеванию, очень распространённому в наши дни. (6) Суточная норма калия для взрослого человека — 1,1–2 грамма. (7) В организме содержится около 250 граммов калия. (8) Недостаток калия проявляется нарушением работы сердца, почек и надпочечников, обмена веществ, усталостью и нервным истощением.
(9) Причины дефицита калия могут быть разными: часто большие нагрузки и стрессы приводят к потере калия. (10) Его усвоение замедляют алкоголь, сахар и кофе.
(11) Калий содержится в растительных продуктах, но более всего в картофеле, бобовых и злаковых культурах, сушёных абрикосах и персиках, красной и чёрной смородине. (12) Хорошим источником калия является пшённая крупа. (13) Каша из пшённой крупы восполняет дефицит калия в организме в течение одних суток. (14) Если разделить это блюдо на несколько приёмов пищи, содержание калия нормализуется, и вы почувствуете себя гораздо лучше.
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Калий — это минеральный элемент, необходимый для нормальной жизнедеятельности клеток живого организма.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
Калий очень важен для правильной работы организма.
Причины дефицита калия.
Источники калия.
Задание 11В чем причины дефицита калия в организме человека?
Ответ может быть сформулирован так:
Причины дефицита калия могут быть следующими: большие нагрузки и стрессы, употребление алкоголя, сахара и кофе.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12Определите и запишите лексическое значение слова «работа» из предложения 3.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Работа – нахождение в действии, функционирование.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
В конце урока мы будем писать контрольную работу.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13Определите стилистическую окраску слова «способствует» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: способствовать - книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Способствовать – помогать, содействовать.
Может быть подобран другой синоним
Задание 14Объясните и запишите значение фразеологизма
стоять горой. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
стоять горой - всеми силами защищать, отстаивать кого-либо или что-либо;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Алёша - мой надёжный друг. Когда ребята из нашей театральной студии обиделись на меня за то, что я пропустил генеральную репетицию спектакля, Алёша, ещё даже не зная причины этого пропуска, встал за меня горой.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма