Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Поперёк набережной ра...т..лаются рыбачьи сети и на полирова(н,нн)ых булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими словно паутина. Рыбаки ползают по разос...ланным сетям как(будто) (серо)ч…рные пауки исправляющие3 разорва...ую воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белуж...и крючки4. У каме(н,нн)ых колодцев где бе(з/с)пр...рывной серебря...ой струйкой лепеч...т вода судачат собираясь здесь в свободные минуты мес...ные жительницы.
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) (не)разрезанная портным ткань, был (не)скупым, а щедрым, долго (не)заживающая рана
2) написано отнюдь (не)плохо, предчувствуя (не)доброе, еще (не)проснувшийся город
3) (не)спокойная ситуация, (не)замерзшая река, (не)множко смешно
4) никому (не)видимые слезы, была (не)рада приезду, смотрела отнюдь (не)ласково
Задание 4.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) достигнутая договорё(н,нн)ость, солё(н,нн)ые огурцы, асфальтирова(н,нн)ая улица
2) тка(н,нн)ая золотом скатерть, серебря(н,нн)ый кубок, золочё(н,нн)ый ремень
3) поноше(н,нн)ое пальто, закопчё(н,нн)ая кастрюля, стекля(н,нн)ые двери
4) выкраше(н,нн)ый пол, песча(н,нн)ый пляж, организова(н,нн)а шефами
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Они прибыли на вокзал согласно расписания.
2) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
3) Отец гордился за поступок сына.
4) На песке были отчетливо видны как детские, так и взрослые следы.
Текст 2.
(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление, безусловно, исключительное. (2)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
(3) Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».
(4) Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов.
(5) Эти идеи и образы по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.(6) Каждая из великих книг — это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. (7)Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».
(По А. Туркову)
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8.
Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является слово «ослепительные» из предложения 3. Запишите ответ.
Задание 10.
В предложениях 1-3 найдите слово с лексическим значением «влияние, воздействие». Выпишите это слово.
Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) прекрасно выразил
2) можно сказать (предложение 3)
3) она подобна
4) читательское восприятие
Задание 12.
Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
Задание 13.
Определите тип односоставного предложения, входящего в состав 3 предложения текста. Запишите ответ.
Задание 14.
Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Задание 15.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным(-ыми) согласованным(-ыми) определением(-ями). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17.
Среди предложений 5-7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Смотрите также: