Варианты ЕГЭ 2025 по уровням сложности
12 вариантов ЕГЭ по русскому языку (3 уровня сложности)
Алгоритм выполнения задания.
1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
Тропы
| ||
Термины
|
Определения | Примеры |
Гипербола | Преувеличение | Сто лет не виделись, |
Гротеск | Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении | Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)
|
Ирония | Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания | Едва ли кто польстится на такую красавицу |
Литота | Преуменьшение | Небо с овчинку, мозг с орех |
Метафора | Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков | Лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной |
Метонимия | Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений | Тарелку съел, лес шумит |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного | Небо нахмурилось, солнце улыбнулось |
Перифраз(а), парафраз(а) | Замена одного слова описательным выражением | Мы едем в город на Неве. Царь зверей сидел на камне. |
Синекдоха | Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот | Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку) |
Сравнение | Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто) | Глаза, как океаны; Храбрый, как лев |
Эпитет | Эмоционально красочное определение | Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза |
Синтаксические средства | ||
Анафора | Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз |
Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа.
|
Эпифора | Повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Антитеза | Противопоста-вление | Полюбил богатый—бедную, Полюбил ученый—глупую, Полюбил румяный—бледную, Полюбил хороший—вредную |
Градация | Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор |
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
|
Инверсия | Нарушение порядка слов в предложении | Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду) |
Лексический повтор | Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями. | Это еще не сказка. Сказка только начинается. |
Оксюморон | Сочетание несовместимого | Смотри, ей весело грустить. Убогая роскошь. Горячий снег. |
Риторический вопрос / восклицание / обращение | Вопрос / восклицание /обращение, не требующее ответа | Отчего мне так грустно, береза? Здравствуй, солнышко! Что за люди!
|
Синтаксический параллелизм | Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста | Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер… |
Умолчание | Стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком | Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (Крылов) |
Эллипсис | Синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения | Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин) |
Парцелляция | Авторское членение текста. | Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы. |
Однородные члены предложения / ряды однородных членов | Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос. |
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.(Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно |
Вопросно - ответная форма | Текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них | Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое. |
Фонетические средства выразительности | ||
Аллитерация | Стилистический прием, при котором повторяются согласные. |
Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума
|
Ассонанс | Повтор гласных | Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е) |
Звукоподражание | Воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками | Трах - так - так! — И только эхо Откликается в домах... (Блок) |
Лексические средства выразительности | ||
Антонимы | Слова, противоположные по значению. | День - ночь, умный - глупый |
Контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению только в пределах контекста. | Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая |
Синонимы | Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | Путь -дорога, говорить - болтать |
Контекстные синонимы | Слова, близкие по значению только в пределах контекста. | Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга.
|
Омонимы | Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова | Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность) |
Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению | Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент |
Диалектизмы | Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности | Петух – кочет, балка - овраг |
Жаргонизмы | Речь социальной группы, отличная от общего языка | Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка) |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде | Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика) |
Термины | Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике | Суффикс, метафора, гипотенуза |
Книжная лексика | Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи | Гипотеза, генезис, адресат |
Разговорная лексика | Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи | Белобрысый, жвачка |
Просторечная лексика | Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок | Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании) |
Эмоционально - экспрессивная лексика | Слова, которые носят оценочный характер | Брехня, выскочка |
Архаизмы | Устаревшее слово или оборот речи | Очи (глаза), чело (лоб) |
Историзмы | Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали | Лакей, треуголка |
Заимствованные слова | Слова, пришедшие в русский язык из других языков | Латте, вуаль, такси, ландшафт |
Фразеологизмы | Лексически неделимое, устойчивое словосочетание | Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу |