Как писать изложение. Способы сжатия текста, приемы компрессии, критерии оценивания и алгоритм написания изложения ОГЭ.

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста.

Критерии оценивания сжатого изложения.


ИК
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯБАЛЛЫ
ИК 1
Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы1
ИК 2
Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста
ИК 3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но
допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки,и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста0

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ7

ИК 1. Содержание изложения

Для того чтобы получить максимальный балл по критерию, необходимо отразить все микротемы текста. 
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.
Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной. 
Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух. 

ИК 2. Сжатие исходного текста


Способы (приемы) сжатия текста:

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Можно исключить:
  • лексические повторы 
  • синонимы 
  • несущественную информацию 
  • подробные описания 
  • однородные члены 
ОБОБЩЕНИЕ
  • однородных членов обобщающим словом 
  • части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением 
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением 
УПРОЩЕНИЕ
  • соединение нескольких предложений в одно 
  • замена предложения или его части указательным местоимением 
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением 
  • замена прямой речи косвенной 

Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.
 

ИК 3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения.

*** Не забывайте о том, что изложение тоже подлежит проверке на грамотность, пользуйтесь ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ, если не помните, как пишется слово.
 

Как проводится изложение ОГЭ

 
  • Первое прослушивание (примерно 3 минуты)
  • Работа с черновиками (3-5 минут) 
  • Второе прослушивание
  • Написание изложения в чистовик
  

Алгоритм написания изложения ОГЭ

1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное, первостепенное, следите за мыслью диктора. 

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание. 

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:  
  • грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) 
  • начало предложения с заглавной буквы 
  • другие важные для понимания смысла предложения слова 
Что НЕ нужно записывать:  
  • вводные слова, 
  • длинные причастные и деепричастные обороты, 
  • синонимы, 
  • повторы 
4) Выделяйте границы предложений. Лучше писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом. 

5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно.Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. 

Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный» 
Неправильное сокращение: «цел.» - такое слово можно истолковать по-разному.


*** Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз.
Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова. 

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины. 

7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и лексические повторы Не забывайте, изложение должно быть сжатым. 

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Подумайте, что еще можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.

9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывайте об абзацном членении. 

Практика

Изложения ОГЭ. Тексты и аудио

Вернуться на страницу "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Теория и практика"