Досрочный вариант ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ. Вариант 2

Решать досрочный вариант ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ. Вариант 2.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие –
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь
– А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником
– Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное
– И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц – звёзды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает...
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися, –
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»

Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную - не запотчевать!
А прогневал я тебя - воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову, - Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло, горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду-поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную,
- У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...»

(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

ЗАДАНИЕ 1
Укажите род литературы, к которому относится произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова».


ЗАДАНИЕ 2
Назовите жанр, к которому относится лермонтовское произведение.


ЗАДАНИЕ 3
В «Песне про... купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.


ЗАДАНИЕ 4
Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
А) Иван Васильевич
Б) Калашников
В) Кирибеевич
1) «Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтоб свету Божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила...»
2) «Твоему горю пособить постараюся
Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышлёной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне...»
3) «На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно - будто лебёдушка,
Смотрит сладко - как голубушка,
Молвит слово - соловей поёт...»
4) «Вот уж поп прошёл домой с молодой попадьёй,
Засветили свечу, сели ужинать -
А по сю пору твоя хозяюшка
Из приходской церкви не вернулася».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ЗАДАНИЕ 5
Какой этап развития сюжета представлен в предложенном фрагменте?


ЗАДАНИЕ 6
Как называется значимая подробность в художественном произведении (например, царская палка «с железным оконечником»)?



ЗАДАНИЕ 7
В основе сюжета «Песни...» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?


В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номера заданий 8 и 9 и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


ЗАДАНИЕ 8
Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?


ЗАДАНИЕ 9
В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М.Ю. Лермонтова?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16.

ДРОЗДЫ
На захолустном полустанке
Обеденная тишина.
Здесь весело поют овсянки
В кустарнике у полотна.

Бескрайный, жаркий, как желанье,
Прямой просёлочный простор.
Лиловый лес на заднем плане
Седого облака вихор.

Лесной дорогою деревья
Заигрывают с пристяжной.
По углубленьям на корчевье
Фиалки, снег и перегной.

Наверное, из этих впадин
И пьют дрозды, когда взамен
Раззванивают слухи за день
Огнём и льдом своих колен.

Вот долгий слог, а вот короткий.
Вот жаркий, вот холодный душ.
Вот что выделывают глоткой,
Лужённой лоском этих луж.

У них на кочках свой посёлок,
Подглядыванье из-за штор,
Шушуканье в углах светёлок
И целодневный таратор.

По их распахнутым покоям
Загадки в гласности снуют.
У них часы с дремучим боем,
Им ветви четверти поют.

Таков притон дроздов тенистый.
Они в неубранном бору
Живут, как жить должны артисты.
Я тоже с них пример беру.
(Б.Л. Пастернак, 1941)

Ответами к заданиям 10-14 являются слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

ЗАДАНИЕ 10
Внутреннее состояние лирического героя передаётся через описание природы. Каким термином обозначается такое описание в художественном произведении?


ЗАДАНИЕ 11
Какой вид рифмовки (схема АВАВ) использует поэт в своём стихотворении?


ЗАДАНИЕ 12
Назовите средство художественной выразительности, основанное на противопоставлении предметов и признаков:

Вот долгий слог, а вот короткий,
Вот жаркий, вот холодный душ.


ЗАДАНИЕ 13
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оксюморон
2) риторический вопрос
3) эпитет
4) метафора
5) анафора

ЗАДАНИЕ 14
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Дрозды» (без указания количества стоп).


В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номера заданий 15 и 16 и сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


ЗАДАНИЕ 15
Какой смысл вкладывает поэт в две последние строки стихотворения?


ЗАДАНИЕ 16
В каких произведениях отечественных поэтов созданы образы живой природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б.Л. Пастернака?


ЧАСТЬ 2

ЗАДАНИЕ 17
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.


17.1 Кто из гоголевских персонажей запомнился Вам более других и почему? (С опорой на анализ текста поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
17.2 Мир природы в философской лирике Ф.И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)
17.3 Тема солдатского братства в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
17.4 Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX – начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

Источник: ФИПИ

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
?ндекс цитирования