Содержание:
↑ Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенёс мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часа, может быть, и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, – но откуда?.. Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. Я поднял
глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью
от лучей солнца, она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.
Я запомнил эту песню от слова до слова:
Как по вольной волюшке –
По зелену морю,
Ходят всё кораблики-
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодка неснащёная,
Двухвёсельная.
Буря ль разыграется –
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.
Стану морю кланяться
Я низёхонько:
«Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку:
Везёт моя лодочка
Вещи драгоценные,
Правит ею в тёмну ночь
Буйная головушка».
Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностию останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
Задание 1.
Укажите фамилию героя, от имени которого ведётся рассказ в данном фрагменте.
Задание 2.
Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании его внешности («в полосатом платье, с распущенными косами»)?
Задание 3.
В данном фрагменте, как и во всём произведении «Герой нашего времени», важную роль играют женские персонажи. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, связанными с главным героем: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ПОСТУПКИ |
А) ундина Б) Бэла В) Вера | 1) захочет купить персидский ковёр 2) напишет главному герою прощальное письмо 3) пропоёт главному герою комплимент во время свадьбы 4) попытается утопить главного героя |
Задание 4.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Герой нашего времени» относится к жанру ___________ и обладает признаками такого рода литературы, как ___________.
Задание 5.1
Какую роль в приведённом фрагменте играет песня ундины?
Задание 5.2
Какие черты романтической литературы присутствуют в данном фрагменте?
Задание 6.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображён яркий женский характер. В чём сходство героини выбранного Вами произведения с девушкой-ундиной (или в чём различие между ними)?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.
* * *Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
Я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом –
её реки в разливе
и когда подо льдом,
дух её пятистенок,
дух её сосняков,
её Пушкина, Стеньку
и её стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня.
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
(Е.А. Евтушенко, 1965)
Задание 7.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Е.А. Евтушенко относится к ____________ как литературному роду и написано трёхстопным размером – ____________.
Задание 8.
Как называется созвучие концов стихотворных строк (позабудет – будет; труда – навсегда и т.п.)?
Задание 9.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ирония
2) сравнение
3) анафора
4) метафора
5) гротеск
Задание 10.1
На какие «вечные» вопросы ищет ответы герой произведения Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»?
Задание 10.2
В чём своеобразие звучания патриотической темы в стихотворении Е.А. Евтушенко?
Задание 11
В каком из произведений отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора) звучит тема Родины и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»?
↑ Часть 2
Задание 12.1Темы и образы романтической поэзии В.А. Жуковского.
Задание 12.2
Тема народного правдоискательства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Задание 12.3
Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Задание 12.4
Тема творчества и образ художника в отечественной литературе XX – начала XXI в. (На примере одного-двух произведений)
Задание 12.5
Какие рекомендации Вы бы дали исполнителю роли Молчалина при постановке на сцене пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
(С опорой на текст произведения)
Комментарии (0)