Демоверсия ОГЭ по литературе 2020 от ФИПИ

Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2020 от ФИПИ

Содержание:

Часть 1 

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1. 

Вариант 1 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3. 

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире. 

Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету. 

(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1.1    Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе? 

1.1.2 С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше? 

1.1.3 Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»? 

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж? 
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали. 
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар... 
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная. 
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим. 
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли. 
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно. 
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду. 
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь. 
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! 
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке. 
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась? 
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка. 
Простаков. Так по соседству её деревеньки? 
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота. 
Г-жа Простакова. До чего же, братец? 
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. 

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль») 


Вариант 2 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3.  
*** 
Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора – 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера... 
Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё – простор везде, – 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко ещё до первых зимних бурь – 
И льётся чистая и тёплая лазурь 
На отдыхающее поле... 
(Ф.И. Тютчев, 1857) 

1.2.1 Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»? 

1.2.2 Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»? 

1.2.3 Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»? 

ПЕРЕД ДОЖДЁМ 

Заунывный ветер гонит 
Стаю туч на край небес, 
Ель надломленная стонет, 
Глухо шепчет тёмный лес. 
На ручей, рябой и пёстрый, 
За листком летит листок, 
И струёй сухой и острой 
Набегает холодок. 
Полумрак на всё ложится; 
Налетев со всех сторон, 
С криком в воздухе кружится 
Стая галок и ворон. 
Над проезжей таратайкой 
Спущен верх, перёд закрыт; 
И «пошёл!» – привстав с нагайкой, 
Ямщику жандарм кричит... 

(Н.А. Некрасов, 1846) 

Часть 2 

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2. 
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). 
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. 
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений. 
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. 
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). 
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. 
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

2.1 В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души») 

2.2 Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») 

2.3 Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 

2.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 

2.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования