Демоверсия ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ

Содержание:

Часть 1 (задания 1-9)


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9. 

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. 
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! 
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. 
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же! 
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. 
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от 
детей переносят. 
Кабанов. Я, маменька... 
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь? 
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас? 
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. 
Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать! 
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать 
проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. 
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас? 
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, 
ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. 
Кабанов. Да отсохни язык... 
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. 
Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите? 
Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!.. 
(А.Н. Островский. «Гроза») 

ЗАДАНИЕ 1 

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза». 


ЗАДАНИЕ 2 

Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза». 


ЗАДАНИЕ 3 

В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются? 

 
ЗАДАНИЕ 4 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПЕРСОНАЖИ РЕПЛИКИ 
А) Кабаниха 
Б) Катерина 
В) Варвара 
1) «Отчего люди не летают!» 
2) «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». 
3) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» 
4) «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!» 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

 
ЗАДАНИЕ 5 

Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».). 


ЗАДАНИЕ 6 

Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)? 

 
ЗАДАНИЕ 7 
Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами? 
 

ЗАДАНИЕ 8 
Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»? 


ЗАДАНИЕ 9 
В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»? 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16. 

СЕНТЯБРЬ 
Слава тебе, поднебесный 
Радостный краткий покой! 
Солнечный блеск твой чудесный 
С нашей играет рекой, 
С рощей играет багряной, 
С россыпью ягод в сенях, 
Словно бы праздник нагрянул 
На златогривых конях! 
Радуюсь громкому лаю, 
Листьям, корове, грачу, 
И ничего не желаю, 
И ничего не хочу! 
И никому не известно 
То, что, с зимой говоря, 
В бездне таится небесной 
Ветер и грусть октября... 
(Н.М. Рубцов, 1970) 

ЗАДАНИЕ 10 

Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)? 


ЗАДАНИЕ 11 

Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт? 


ЗАДАНИЕ 12 

Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами: 
Солнечный блеск твой чудесный 
С нашей играет рекой… 


ЗАДАНИЕ 13 

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении. 

1) эпитет 
2) ирония 
3) гротеск 
4) анафора 
5) звукопись 

 

ЗАДАНИЕ 14 

Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп). 
 

ЗАДАНИЕ 15 

Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»? 

ЗАДАНИЕ 16 

Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Сентябрь»? 

Часть 2. Сочинение 


Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. 
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). 
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. 
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). 
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. 
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). 
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. 
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

17.1 Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова? 

17.2 В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») 

17.3 Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений) 

17.4 Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору)

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования