"Он и она" в творчестве Маяковского: подготовка к итоговому сочинению 2019-2020.

Любовь в творчестве Маяковского.

В основе понятия «любовь» в творчестве В. Маяковского лежит оппозиция «громада‑любовь» – «громада‑ненависть» (стихотворение «Люблю»). В метафоре «громада‑любовь» воплощена заветная идея поэта о любви‑глыбе, лавине страстей, обрушивающихся на человека. При этом понятие «любовь» оказывается равнозначным понятию «мир» и соизмеримым с ним.
ПОДГОТОВКА К НАПРАВЛЕНИЮ ОН И ОНА  

В любви В. Маяковский видит возможность реализации личности. Отсюда неоднозначность критериев, с которыми лирический герой подходит к объекту своего чувства. Он ищет в возлюбленной качества, которых недостаёт ему самому. Сила любви «определяется контрастностью и отдалённостью одного от другого любящих <…> пропастью разделения, пространством отдаления». Вместе с тем любовь в понимании поэта – это вечный поиск своего двойника, на которого «переносится то чувство значительности, существенности, исконности, которое присуще сознанию самого себя как носителя жизни и жизненных интересов», поиск духовно близкого человека, в котором можно прозреть свое другое "я" (в стихотворении «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»):
«Где любимую найти мне,
 такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо»

В поэме «Флейта‑позвоночник» В. Маяковский стремится объединить в любви духовное и физическое начала. Образ возлюбленной предстаёт в двух ипостасях: с одной стороны, это земная женщина «в шёлковом платье», «накрашенная, рыжая», «с настоящим мужем». С другой стороны, она идеал, «царица Сиона евреева», прекрасная и недоступная. Любовь к ней уподобляется апостольскому служению.
С понятием «любовь» в творчестве В. Маяковского тесно связано понятие  «ревность». В поэме «Флейта‑позвоночник» причиной «ежедневно множимой» пытки любви являются безответность чувств лирического героя и присутствие «настоящего мужа» любимой. Метафорически представляя семейные оковы в образе «парижских платьев» и «жемчугов ожерелий», поэт переводит возвышенное во внешний, вещественный план: «Знаю, / каждый за женщину платит». «Жемчуга ожерелий» грозят гибелью не только любви, но и возлюбленной. Любимая лирического героя оказывается вовлечённой в систему «золотоворота» и не может (или не хочет) самостоятельно вырваться из его плена. С необычайной экспрессией звучит мотив ревности в стихотворениях «Ко всему» и «Лиличка!»


«Громаду‑ненависть» поэт обрушивает на мир «жирных»(людей, не мечтающих о любви), в котором никто не позаботился о счастливой любви, чтоб «было без мук целовать, целовать, целовать». Извращённая любовь «жирных» и их поэтическая «слякоть» неприемлемы для лирического героя. В поэме «Облако в штанах» поэт воспроизводит пародию любви, говоря о похоти и разврате, царящих в мире. Для ненавистных «жирных» вся земля предстаёт женщиной, которая для них «заёрзает мясами». Она кажется поэту «обжиревшей, как любовница», которую «вылюбил Ротшильд». Мысль о продажной, подверженной влиянию «Повелителя Всего» любви, прозвучит в поэме «Человек».

Характерно, что, бросая вызов несправедливому мироустройству, устоявшейся системе отношений, поэт почти никогда не обвиняет возлюбленную. Вместе с тем, её образ двойственен. С одной стороны, она «ослепительная царица», перед ней «гора «заволнуется и дрогнет». С другой стороны, употребление эпитета «проклятая» наводит на мысль о земном происхождении объекта любви лирического героя.

Смысловое поле понятия «любовь» в поэзии В. Маяковского расширяется и за счёт символического образа сердца – «кровоточащего», которое поэт несёт, «как собака <…> несёт перееханную поездом лапу» («Облако в штанах»), или «подаренного» возлюбленной, ставшего одним на двоих, общим в поэме «Люблю». Приняв любовь героя, забрав его сердце, женщина становится неотъемлемой частью мужчины, своего рода его духовным близнецом:

«Скупой спускается пушкинский рыцарь
подвалом своим любоваться и рыться.
Так я
к тебе возвращаюсь, любимая.
Моё это сердце,
любуюсь моим я
<…>
так я
к тебе возвращаюсь,
разве,
к тебе идя,
не иду домой я?!»


В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» безответное чувство побуждает поэта излить в поэтической исповеди «до края полное сердце».
«Глупых слов
            не верь сырью,
 не пугайся
           этой тряски,-
 я взнуздаю,
            я смирю
 чувства
        отпрысков дворянских.
 Страсти корь
             сойдет коростой,
 но радость
           неиссыхаемая,
 буду долго,
            буду просто
 разговаривать стихами я.»


В зрелом творчестве В. Маяковского концепт «любовь» претерпевает трансформацию: любовь к женщине сплетается с любовью к революции и к коммунистическим идеалам. Отныне идеал любви для В. Маяковского – любовь созидательная: «От любви надо мосты строить и детей рожать…». Это любовь‑партнёрство, свободное от собственнических инстинктов, преобразующее мир и ведущее к мировой гармонии чувство. Общественное приравнивается к личному. Меняются обстоятельства, объекты любви, но само чувство остаётся для поэта двигателем жизни и творчества, главным ценностным ориентиром:
«Если
Я
чего написал,
если
чего
сказал –
тому виной
глаза‑небеса,
любимой
моей
глаза».

Идея бессмертия любви актуализируется в последнем стихотворении В. Маяковского «Неоконченное». Поэт пишет о значимости любви, её необходимости для человека вообще и для творца в особенности:
«Надеюсь, верую: вовеки не придёт
ко мне позорное благоразумие».

Любовь в стихотворении – это высшая ценность, на службу ей поставлено даже равнодушное небо. Вне зависимости от финала отношений она воспринимается как явление вселенского, космического масштаба. Однако именно такая, искренняя и самозабвенная, самоотверженная и всеохватная любовь для лирического героя по‑прежнему остаётся недостижимой.

Для В. Маяковского любовь – феномен неоднозначный и противоречивый. Поэт славит огромную, всепоглощающую, исключительную Любовь, соответствующую масштабу его личности, и отвергает мизерную «любвишку», «любовь цыплячью», «любвишку наседок». Во имя своей Любви, смыкающейся с мечтой о будущем, лирический герой готов идти на Голгофу. Вместе с тем «смертельный любви поединок» ведёт поэта к саморазрушению и трагедии.
СТИХИ К НАПРАВЛЕНИЮ ОН И ОНА

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования