Литературные направления (методы) и течения

Литературное направление (метод) 


ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

"Литературное направление" предполагает объединение писателей по сходному типу мышления и творческому методу. Однако писатели далеко не всегда совпадают по своим идеологическим воззрениям и стилю. Например, к романтическому направлению относятся писатели с тираноборческими взглядами (Д.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, М.Лермонтов) и с религиозными, монархическими - Ф.Шатобриан, Новалис. 

Основные литературные направления 
  • КЛАССИЦИЗМ 
  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
  • РОМАНТИЗМ
  • РЕАЛИЗМ
  • МОДЕРНИЗМ

Условия формирования литературных направлений


  • Литературные направления формируются постепенно, накапливая опыт литературного труда, развития жанров. Для литературного направления необходимо появление крупных писателей, объединенных общими эстетическими принципами. 
  • Кроме того, прежде чем возникнет очередное литературное направление, должны сложиться соответствующие условия в общественной и литературной жизни, накопиться необходимый художественный опыт в творчестве самых видных, авторитетных писателей, отразиться в зеркале критики и теории и стать всеобщим достоянием. 
  • Другим важным условием формирования литературных направлений и их осознания является высокий уровень развития эстетической теории в национальной или региональной литературе. Поэтому на начальных этапах развития мирового литературного процесса литературных направлений быть не могло. 
Поэтому на начальных этапах развития мирового литературного процесса литературных направлений быть не могло. Они появились только в XVII в. От античности до эпохи Возрождения, когда теоретические основы творчества осмыслялись в основном самими пишущими,
были лишь более или менее яркие их предпосылки.
  • Наконец, адекватной формой общественного самоопределения литературного направления считается обязательный теоретический манифест. Или писатели-лидеры, или реже собственно теоретики, уловив насущные эстетические потребности общества и отвечающие им тенденции в современном литературном процессе, убедительно подкрепленные к тому же собственным творческим опытом, выступают с декларацией новой художественной системы, объявляют ее желанным и безальтернативным эталоном.
Литературным манифестом называют «программные высказывания об эстетических принципах литературного направления, течения, школы».

Манифесты выступают в качестве литературной рефлексии какого-либо писательского объединения в условиях, когда создается что-то новое, формируются новые художественные принципы. Одним из первых литературных манифестов стал трактат Ж. Дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549). В нем формулировалась эстетическая позиция творческой группы французских поэтов «Плеяда», объединенных идеями гуманизма и интересом к античной литературе.

Историческая справка. Литературные направления в античной литературе, в эпоху средних веков, в искусстве 17 в.


В античной литературе направления, методы еще не сформировались, хотя в недрах греческой и римской литератур шло бурное формирование жанров: поэмы («Илиада» и «Одиссея» Гомера), трагедии (Эсхил, Еврипид, Софокл), комедии (Аристофан,), лирики (Сапфо, Катулл), басни (Эзоп), романы (Апулей, Лонг). 

В эпоху средних веков и Возрождения продолжалось развитие жанров, появление новых тенденций в литературном процессе – героический эпос («Песня о Роланде», «Песня о Нибелунгах», «Песня о моем Сиде»), клерикальная (церковная) литература, рыцарский роман. 

В искусстве ХVII века возник литературный стиль барокко (итал. причудливый, странный), включивший в себя различные литературные течения XVI – ХVIII века, отличающиеся изысканностью, переменчивостью, полетом фантазии, необыкновенностью художественного воображения, вычурностью языка (П.Кальдерон и его драма «Жизнь есть сон»).


Литературные течения


Направление и течение — термины отечественного литературоведения, употреблявшиеся в девятнадцатом веке достаточно расплывчато. В советском литературоведении за направлением закрепилось представление о литературной общности, характеризующейся каким-либо творческим методом: романтизм как направление, реалистическое направление. Более мелкие ответвления получили название течение. Например, консервативное и прогрессивное течение внутри романтизма.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ — более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

Под литературным течением часто понимается литературное объединение или школа. Оно обозначает совокупность творческих личностей, объединенных идейно-художественной близостью и программно-эстетическим единством. Литературное течение — часть литературного направления. Например, в русском романтизме выделяют «сумароковское» и «ломоносовское» литературные течения. В русском реализме иногда выделяют «психологическое» и «социологическое» течения.

Распадение направлений на составляющие их течения может быть обусловлено теми или иными особенностями текущего литературного процесса той или иной страны, либо совокупности стран, если литературное направление имеет общерегиональный характер. Скажем, классицистические течения XVII—XVIII вв. в ряде стран Европы в виду неравномерности развития феодализма имели национально обособленный характер: французский классицизм был действительно «своеобразным художественным эквивалентом картезианского рационализма», верным защитником идеи абсолютизма, последовательным воплощением требований нормативной поэтики Н. Буало; «запоздавший» почти на столетие русский классицизм вдохновлялся рационализмом просветительского толка, а также «противопоставлением авторского отношения, авторской оценки событий и персонажей в произведении самим событиям и персонажам».

Не было политически индифферентным даже такое, казалось бы, далекое от «злобы дня» литературное направление, как сентиментализм. Так, в его российском варианте Г.А. Гуковский выявил два противоположных и даже враждебных друг другу течения:

1) «демократический сентиментализм» как путь «оформления радикальной политической мысли... в основном ориентированный на реалистические тенденции западной, буржуазно-демократической литературы; это была традиция, намеченная Фонвизиным и нашедшая завершение в творческой деятельности Радищева» и 2) «карамзинский» сентиментализм как «путь эстетического оправдания ухода от социальной борьбы и разоружения части передовой дворянской общественности, путь ликвидации дворянского либерализма; в искусстве эта традиция, ориентированная более на преромантические тенденции молодого буржуазного искусства, была намечена Муравьевым, Львовым, Неледицким-Мелецким и нашла завершение в творческой деятельности Карамзина».

Весьма сложную художественную систему являл собой европейский романтизм. Если в той же немецкой литературе отчетливо доминировал консервативный романтизм с выраженным креном к мистицизму и сказочной фантастике, то в других литературах оба течения — прогрессивный и консервативный романтизм — сосуществовали, так сказать, «на равных», последовательно или параллельно в прямой зависимости от развития политической ситуации в каждой отдельно взятой стране. Во Франции первенствовал консервативный романтизм Ф.Р. де Шатобриана, Б. Констана, Ж. де Сталь, затем настало время прогрессивного романтизма В. Гюго. В Англии консервативная в своей основе «озерная школа» была уравновешена поистине революционными творческими устремлениями П.Б. Шелли и Дж. Г. Байрона. Романтизм в России был представлен элегически меланхолическим течением Жуковского—Батюшкова (первый вышел на новые рубежи, распростившись с сентиментализмом, второй — с классицизмом); рационалистским течением Баратынского, кружка любомудров во главе с Одоевским и Тютчева; и, наконец, психологическим течением, к которому можно отнести раннего Пушкина (в цикле «южных поэм»), поэтов пушкинской плеяды (Вяземского, Дельвига, Давыдова, Языкова) и, конечно, Лермонтова.

Реалистические течения внутри единого литературного направления просматриваются не столь отчетливо, хотя уже в 40—60-е гг. XIX в. в русской литературе большой популярностью пользовалось противопоставление двух начал: «пушкинского» , гармоничного, оптимистичного и жизнеутверждающего, и «гоголевского», критического, отрицающего, обнажающего ничтожество и всю «бедность нашей жизни», и их «синтетическое» примирение в «стремлении к беспристрастию и истине всецелой» (Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский). В 60—70-е гг. происходит дальнейшая дифференциация — различаются реализм демократической (Некрасов и его школа), аристократической (Фет, А. Майков) и народнической (Писемский, Гарин-Михайловский) ориентации. Точно так же во французской литературе усматривают антагонизм «бальзаковского» и «стендалевского» начал, стремление преодолеть его в творчестве Флобера и Доде и, так сказать, «суперреалистическое» направление натурализма (Гонкуры, Золя). Впрочем, некоторые исследователи квалифицируют натурализм как течение.

Отличительной релевантной особенностью модернизма, как уже отмечалось, является его художественная и мировоззренческая пестрота. И модернизм, и его оборотная сторона — постмодернизм представляют собой настоящий калейдоскоп разнонаправленных течений, школ, группировок, разного рода крупных и мелких литературных сообществ, плохо поддающихся учету и классификации. Внутренняя форма термина «течение» намекает на образ струи в общем потоке. Трудно представить себе абсолютно автономное, не сливающееся с соседними струями течение. Каждый писатель сочетает в своем творчестве разные типы художественного мышления, разные художественные методы и стили и может принадлежать поэтому к разным литературным направлениям и течениям как на протяжении всего творческого пути, так и в любой его конкретный момент. Но и литературовед, изучающий то или иное литературное направление, в своем стремлении дифференцировать его на от- дельные течения по идеологическому принципу, разумеется, также не свободен от идеологических пристрастий и предрассудков, а иной раз и от оказывающей на него давление текущей идеологической конъюнктуры, поэтому понятие «течение» не терпит безапелляционной абсолютизации, как, впрочем, почти все литературоведческие понятия.


Список литературы:
  1. Кормилов С.И. Направление, течение, школа // Литературная энциклопедия терминов и понятий.
  2. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации// Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции.
  3. Гиленсон Б.А. Манифесты литературные// Литературная энциклопедия терминов и понятий.
  4. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  5. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы.
  6. О.И. Федотов. Основы теории литературы.
  7. Мокульский С.С. Классицизм//История французской литературы.
  8. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. 
  9. Гуковский ГЛ. Карамзин //История русской литературы.
  10. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.

?ндекс цитирования