ЭПИГРАФ — короткий текст в виде небольшой цитаты из какого-либо известного источника (религиозного, фольклорного, литературного, философского, публицистического и т.д.). Помещается непосредственно перед текстом произведения сразу после заглавия или перед какой-либо частью текста.
Эпиграф несёт:
(«Ревизор» Н. В. Гоголя).
Эпиграф может быть двойным («О газ!.. О Русь!»), тройным («Москва, России дочь любима,/Где равную тебе сыскать?» (Дмитриев),«Как не любить родной Москвы?» (Баратынский), «Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! /Где ж лучше? /Где нас нет» (Грибоедов); эпиграфы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Эпиграф может строиться как диалог:
Ваня (в кучерском армянке). Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (пальто на красной подкладке). Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душенька!»
Разговор в вагоне» («Железная дорога» Н. А. Некрасова).
Может быть развёрнут в систему эпиграфов, как, например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, где «издатель» прямо указывает в послесловии на то, что «приискал» к каждой главе рукописи Гринёва «приличный эпиграф». Усечённый фольклорный эпиграф ко всему тексту («Береги честь смолоду») определяет основную проблему произведения. Остальные эпиграфы, оформленные в виде пословиц, отрывков из народных песен, подлинных фрагментов произведений русских писателей XVIII века или авторских стилизаций, написанных «старинным слогом», развивают главные темы повести, вместе с названием глав являются либо сжатым «конспектом» их содержания, либо подчёркивают какие-либо характерные их особенности.
Эпиграф становится своеобразным соединительным звеном между писателем и уже существующей литературой, между писателем и его читателем. Эпиграф формирует «горизонты читательского ожидания». Осмысление эпиграфа происходит последовательно в три этапа: восприятие, предварительно ориентирующее читателя; соотнесение эпиграфа с текстом; новый уровень понимания эпиграфа, выявляющий новые смыслы и расширяющий границы интерпретации текста.
Эпиграф несёт:
- содержательную информацию, если задаёт тему, которую подхватывает и развивает следующий за ним текст.
- содержательно-концептуальную информацию, если выявляет идею, концепцию произведения.
- содержательно-подтекстовую информацию, если не только отражает замысел автора, но и содержит оценочный компонент.
(«Ревизор» Н. В. Гоголя).
Эпиграф может быть двойным («О газ!.. О Русь!»), тройным («Москва, России дочь любима,/Где равную тебе сыскать?» (Дмитриев),«Как не любить родной Москвы?» (Баратынский), «Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! /Где ж лучше? /Где нас нет» (Грибоедов); эпиграфы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Эпиграф может строиться как диалог:
Ваня (в кучерском армянке). Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (пальто на красной подкладке). Граф Пётр Андреич Клейнмихель, душенька!»
Разговор в вагоне» («Железная дорога» Н. А. Некрасова).
Может быть развёрнут в систему эпиграфов, как, например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, где «издатель» прямо указывает в послесловии на то, что «приискал» к каждой главе рукописи Гринёва «приличный эпиграф». Усечённый фольклорный эпиграф ко всему тексту («Береги честь смолоду») определяет основную проблему произведения. Остальные эпиграфы, оформленные в виде пословиц, отрывков из народных песен, подлинных фрагментов произведений русских писателей XVIII века или авторских стилизаций, написанных «старинным слогом», развивают главные темы повести, вместе с названием глав являются либо сжатым «конспектом» их содержания, либо подчёркивают какие-либо характерные их особенности.
Эпиграф становится своеобразным соединительным звеном между писателем и уже существующей литературой, между писателем и его читателем. Эпиграф формирует «горизонты читательского ожидания». Осмысление эпиграфа происходит последовательно в три этапа: восприятие, предварительно ориентирующее читателя; соотнесение эпиграфа с текстом; новый уровень понимания эпиграфа, выявляющий новые смыслы и расширяющий границы интерпретации текста.
Комментарии (0)