Изменения в тестовой части ЕГЭ по русскому языку 2023
1. Изменен порядок следования ЗАДАНИЙ 1-3. Все остальные задания сохраняют свою нумерацию. (1-->2, 23, 3à1).
2. За успешное выполнение ЗАДАНИЯ 26 («Средства выразительности) и ЗАДАНИЕ 8 (Грамматические ошибки) теперь дается максимально 3 балла (вместо 4 и 5 соответственно).
3. Усложнено ЗАДАНИЕ 2 (в КИМ 2022 года – задание 3), посвященное лексическому значению слова. Теперь необходимо указать варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в тексте (в тексте будут выделены 5 слов разных частей речи)
4. ЗАДАНИЕ 3 (в КИМ 2022 года – задание 1) становится заданием сугубо стилистического анализа текста.
Выполнение стилистического анализа текста подразумевает умение определять основные стилевые признаки текста: сферу применения, задачи речи, стилевые черты, характерные языковые средства, изобразительно-выразительные средства языка.
5. Уточнен перечень пунктуационных правил, необходимых к изучению для выполнения 21 ЗАДАНИЯ (практически вся пунктуация школьной программы, за исключением «Знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями»)
6. Для 26 ЗАДАНИЯ уточнили список средств выразительности:
ФОНЕТИЧЕСКИЕ: звукопись, аллитерация, ассонанс;
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова;
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально-оценочная лексика;
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование
7. Изменено ЗАДАНИЕ 4. В 4 задании теперь может быть несколько правильных ответов (в ответе необходимо указать цифры).
8. Обновлен СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ для задания 5. (добавлено 23 ряда паронимов+ к некоторым рядам добавлено по 1-2 слова)
9. Обновлен ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВНИК (добавили несколько новых слов, убрали несколько ненужных). Также уточнили, что в КИМ ЕГЭ наряду с формой 3-го лица единственного числа может быть использована любая личная форма глагола (например, включИт – включАт)
10. ЗАДАНИЕ 9: изменен формат задания, теперь оно выглядит так же, как и задания 10-12. Необходимо указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Уточнен список правил, необходимых для выполнения задания 9:
Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова (глухих и звонких)
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Правописание удвоенных согласных в корне слова
В демоверсии 2023 представлены только слова с пропущенными гласными в корне, так что ожидаем комментариев составителей.
11. ЗАДАНИЯМ 3 (в КИМ 2022 года – задание 1), 21 (ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ), 26 (СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ) присвоен статус «повышенной сложности», поскольку расширен языковой материал12. Изменился первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Изменения в оценивании сочинения ЕГЭ 2023
- В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения. («150 и более слов»)
- Изменился максимальный балл. За сочинение теперь можно получить 24 балла (так как теперь за комментарий можно получить только 5 баллов, а не 6, как было в 2022).
- Комментарий (К2): раньше за указание на вид смысловой связи давали отдельный балл, теперь указание на связь и анализ связи оценивается 1 баллом. Если связь будет указана, но не проанализирована, то анализ не засчитывается.
- Указали на взаимосвязь критериев К1 и К2-К4. Уточнили: «Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов»
- Авторская позиция: если не сформулирована или сформулирована неверно авторская позиция по проблеме, то 0 баллов ставится и за К3, и за К4 (отношение к позиции автора)
- Фактическая ошибка в комментарии: Если при комментировании допущена фактическая ошибка, не связанная с пониманием проблемы, то ошибку оценивают по критерию К12. Если в примере-иллюстрации допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы, то не засчитывается пример-иллюстрация.
- При оценивании по критериям 7 и 8 (ОРФОГРАФИЯ и ПУНКТУАЦИЯ) исключено понятие «негрубая ошибка». Ранее две негрубые ошибки считались за 1.