Контрольная работа в формате 3 задания ОГЭ. Тест составлен на основе ОБЗ ФИПИ. Тема контрольной работы: "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
Задание 8.
Задание 9.
Задание 10.
Также рекомендуем обратиться к следующим материалам:
Задание 4 ОГЭ. Теория
Задание 4 ОГЭ. Практика
Пособие "Тематический практикум ОГЭ"
Задание 1.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны. 2. Вода, камыши, прибрежный кустарник – всё было скрыто в густом рассветном тумане. 3. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, а кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь. 4. Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток. 5. Людей было много, часто к подъезду подбегали лошади, но собак не было видно. |
Задание 2.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая. Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой. 2. Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом – крышей. 3. Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах. 4. Многие из крылатых слов были пущены в ход писателями и поэтами, другие впервые слетели с уст государственных деятелей, прославленных учёных, третьи пришли к нам из народных пословиц и поговорок. 5. И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними. |
Задание 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, и ярко сияла Большая Медведица, и, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, и кучились Плеяды. 2. Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес. 3. Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами. 4. Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья. 5. А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, и сам был первым нашим университетом». |
Задание 4.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим. 2. Всё: старинная ветряная мельница, видневшаяся вдали рощица – выглядело живым, настоящим. 3. Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям. 4. Альберт Эйнштейн говорил: «Образование – это то, что остаётся, когда забывается всё, чему нас учили». 5. Хотел рисовать – кисти выпадали из рук; пробовал читать – глаза не видели строк. |
Задание 5.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Муравейники – возводимые муравьями сооружения – давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения. 2. С трусом поведёшься – горя наберёшься. 3. Утром роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка. 4. Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других. 5. К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский. |
Задание 6.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени. 2. Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры. 3. Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни – говорило о том, что в доме нет мужских рук. 4. Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются – ничего не поделаешь. 5. На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна. |
Задание 7.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Всё ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржи. 2. В долинах и оврагах снег был глубок, и идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо. 3. Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях. 4. Всё вокруг неуловимым образом переменилось: и тени стали чернее, и огонь – ярче, и звуки – приглушённее. 5. Укроп в древности считали красивым растением, а его запах – не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов. |
Задание 8.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья. 2. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось. 3. Княжеская усадьба старая, давно всеми позабытая: дом её необитаем, а сад заброшен. 4. Работа в море требует от людей мужества, слаженности и быстроты. 5. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети. |
Задание 9.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи. 2. После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день. 3. Языковая норма – это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях. 4. Всё: крапива, полынь, репейник – вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём. 5. Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи. |
Задание 10.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. | 1. Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев. 2. Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом. 3. По словам А.А. Блока, «Родина – древнее, бесконечно древнее существо». 4. Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось. 5. Обычно мы помогаем друг другу: один чистит картошку, другой растапливает печь. |
Также рекомендуем обратиться к следующим материалам:
Задание 4 ОГЭ. Теория
Задание 4 ОГЭ. Практика
Пособие "Тематический практикум ОГЭ"
Комментарии (0)