1 Типовой вариант ОГЭ по русскому языку 2024 от РУСТЬЮТОРС

Тест ОГЭ по русскому языку от РУСТЬЮТОРС, составленный на основе демоверсии ОГЭ от ФИПИ 2024 (вариант 1)


ЧАСТЬ 1. Изложение об искусстве.

ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. 
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 
Объём изложения – не менее 70 слов. 
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 


 

ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку.

!!! Рекомендуем при подготовке к тестовой части обратиться к пособию "ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ОГЭ" Вся необходимая теория представлена в виде таблиц и схем, практика разбита по темам, что значительно повышает эффективность подготовки.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.


ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) мы станем беспомощным (предложение 5)
 2) хочу сказать (предложение 1)
 3) неделимые вещи (предложение 2)
 4) вы изымаете (предложение 3)
 5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)
 
 
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит однородные определения.
2) Предложение 2 односоставное назывное.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Предложение 5 неполное.
 

ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛАПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Если однородные члены предложения соединены парными союзами, то запятая ставится только перед второй частью союза.
Б) Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире.
В) Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой — числительным либо оборотом с числительным.
1) В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и многих других.
2) Один из лучших художников этого жанра — Шишкин.
3) В своих картинах он воспевал родную землю, её свежее дыхание, необозримые просторы и богатства.
4) Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу — всё это близко и дорого сердцу художника.
5) Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
 



ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 
 
 
 
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно 
2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) - правописание гласной в корне зависит от ударения.
3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово 
4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными. 
5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.  


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Всё сия..(1)т после недавн..(2)го ливня: и голубые цв..(3)ты ц..(4)кория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой пр..(5)ятель заб..(6)рается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Мы продолжа..(7)м продвигаться вперёд, вз..(8)мая эту неожиданную для нас дань с пр..(9)роды.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Приходили (директор) цирков, артисты, все с подарками.


ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «мозговая активность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



 
 Прочитайте текст и выполните задания 10-13. 
(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты. 
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел... 
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень. 
(22) - Аисты приносят счастье?
 (23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
 (24)- Что счастье... (25)Сын с войны не пришел. (26)Жена пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило... (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем. 
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку. 
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят. 
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца... (46) - Аугуст, Аугуст! - позвали из дома.
 (47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.
 (49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает. 
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать. 
(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август. 
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья. 
(61)- Аугуст, Аугуст... - позвали из дома.
 (62)Мы попрощались.
 (63)...Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати. 
(по В. Пескову) 
* Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
 
 1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад
 2) Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью.
 3) Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье.
 4) Старику помогали управляться с хозяйством.
 5) Старик Аугуст потерял на войне сына.
  
 
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
 
 1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.
 2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.
 3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. 
 4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.
 5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.
 
 
ЗАДАНИЕ 12. 
Подберите синоним к словосочетанию «ДУШИ НЕ ЧАЕТ» (из предложения 52). Напишите этот синоним.
 

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку.


ЗАДАНИЕ 13. Сочинение ОГЭ
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: « ...Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка». 

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать счастливым?" Дайте определение слову СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Похожие новости
Комментарии (4)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Екатерина - 18 октября 2019 10:53
В задание №8 демоверсии контекстный синоним необходимо найти в тексте. а у Вас - самостоятельно подобрать.
adminn - 18 октября 2019 18:27
В задании 8 могут быть разные формулировки. Например, в сборнике под редакцией И.П. Цыбулько (2020 г.) Есть следующая формулировка: "В предложениях...найдите ... Замените стилистически нейтральным синонимом"
Олеся - 23 октября 2019 10:47
Добрый день! Хотелось бы уточнить по написанию сочинения п.9.3. Что подразумевает привести "пример-аргумент из жизненного опыта" - имеется ввиду личный опыт или какое-то прочитанное тобой произведение?
Глеб Пунегов - 27 сентября 2023 11:07
очень крутоя