Вариант 5 ОГЭ по русскому языку 2025 (ОБЗ)

Решать вариант №5 ОГЭ по русскому языку 2025, составленный на основе ОБЗ ФИПИ.

"Тематический практикум ОГЭ": пошаговая подготовка к тесту ОГЭ (теория+практика)

ЧАСТЬ 1. Изложение о доброте

ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 



ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке.

ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.​

1) язык – (это) особенность (предложение 1)
2) нужен язык (предложение 2)
3) люди могли обмениваться (предложение 3)
4) человек мог (предложение 4)
5) не было (бы) (предложение 5)


ЗАДАНИЕ 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 односоставное.
3) Первая часть сложного предложения 3 осложнена вводным словом.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
1) Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.
2) Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.
3) К вечеру погода испортилась: то падал туман, то припускал крупный косой дождь.
4) Укроп в древности считали красивым растением, а его запах – не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов.
5) Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы-яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам.



ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1)    ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
2)    ЗАМЕЧЕНА (посетителями) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3)    НИКАКОЙ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.
4)    ЕШЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
5)    ЗАГОРЕЛЫЙ – безударную гласную в корне слова можно проверить словом горы.Ответ: 


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Любое средство выр..(1)зительности – это не случайн..(2)сть, а продуманный автором приём, необходимый ему для того, чтобы донести до читателя свои мысли и чувства. С помощью художественных средств автор д..(3)бивается того, чтобы вместе с ним рад..(4)вались, пробуждались от р..(5)внодушия. Безэм..(6)циональный текст не сп..(7)собен вызвать отклик в душе́ другого, дать возможность насл..(8)диться его кр..(9)сотой.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «сберечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города.


!!! Рекомендуем при подготовке к заданию 8 обратиться к пособию "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ" 

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «почва с камнями», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Доро́ги стали почти непроходимыми. (3)Армия отступала, шли бои, но немцы каждый день прорывались в тыл, и госпитали каждый день меняли свои места, откочёвывая всё глубже на юг.
(4)В пять часов вечера у разбитого снарядом сарая остановилась старенькая санитарная летучка – дребезжащая, расшатанная машина
с дырявым брезентовым верхом. (5)Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени не называл, а все называли Малышкой. (6)Она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом
и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.
(7)Малышка соскочила с машины и, стараясь придать своему хорошенькому лицу строгое выражение, спросила:
– Где раненые?
(8)Санитар повёл Малышку внутрь сарая. (9)Там на грязной соломе лежали семь тяжелораненых. (10)Малышка вошла, посмотрела, сказала:
– Ну вот, сейчас я вас отвезу, – и потом ещё что-то ласковое, что она всегда говорила раненым.
(11)Лица у всех были бледные, солома местами промокла от крови. (12)Малышка физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле. (13)Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.
(14)Она с санитаром перенесла тех, кто был ранен в ноги, потом перетащили ещё троих. (15)Теперь в летучке уже не оставалось места,
и седьмого некуда было положить. (16)Раненый полусидел у стенки сарая, то и дело впадая в забытьё. (17)Малышка в последний раз вошла в сарай. (18)Этого седьмого приходилось оставить до следующей летучки. (19)Но когда она вошла, он потянулся навстречу. (20)Малышка встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь.
– (21)Вы можете сидеть в кабине? – спросила она.
– (22)Могу, – сказал раненый и снова закрыл глаза.
(23)Малышка вдвоём с санитаром дотащила его до машины и усадила
в кабине на своё место.
– (24)А вы, товарищ военфельдшер? – спросил шофёр.
– (25)А я на подножке, – сказала Малышка весело.
(26)Летучка тронулась. (27)На рытвинах она, как утка, переваливаясь
с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. (28)Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.
(29)К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. (30)Малышка подбежала к знакомой хате, но там было пусто.
(31)Она снова стала на подножку, и машина двинулась. (32)До госпиталя осталось ещё двадцать километров. (33)Дорога становилась всё хуже и хуже. (34)Где-то далеко слева виднелись вспышки орудийных выстрелов. (35)Мотор два раза глох, шофёр вылезал и, чертыхаясь, возился
с карбюратором. (36)Малышка не слезала. (37)Ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза. (38)Ей много раз казалось, что вот-вот она свалится.
(39)Наконец они добрались до места. (40)Малышке почудилось что-то недоброе в той тишине, которая стояла в селе. (41)Она соскочила с машины
и побежала к дому, где помещался госпиталь. (42)У машины возились двое красноармейцев.
– (43)Здесь госпиталь? – спросила Малышка.
– (44)Уехал два часа назад. (45)Вот последние медикаменты грузим.
(46)Красноармеец назвал село за сорок километров отсюда.
(47)Малышка подошла к летучке и произнесла:
– Товарищи… (48)Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом. – (49)Ещё сорок километров до него ехать. (50)Поте́рпите?
– (51)Дотерпим, – сказал старый казак, – ты вези нас, а мы петь будем.
(52)Малышка стала на подножку, машина тронулась, и сквозь всплески воды и грязи и гудение мотора она услышала, как в кузове сначала один, потом два, потом три голоса затянули песню. (53)Девушка почувствовала, что, наверное, им в самом деле легче оттого, что они поют, и если кто-нибудь из них стонет, то другие не слышат.
(54)Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.
(55)Глубокой ночью, когда на окраине станицы санитары вместе
с Малышкой подошли к летучке, чтобы наконец выгрузить раненых, из кузова всё ещё лилась песня…
(56)Малышка заснула, не раздеваясь, в приёмном покое. (57)А шофёр сидел в хате с другими шофёрами и говорил:
– Восемьдесят километров проехали. (58)Ну, Малышка! (59)Одним словом, сестра милосердия.
(По К.М. Симонову*)
* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) ‒ советский писатель, поэт, редактор, журналист, военный корреспондент.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В связи с наступлением немцев госпитали постоянно меняли своё местоположение.
2) Военфельдшера Марусю за маленький рост и юный возраст звали Малышкой.
3) Раненых, за которыми приехала Малышка, быстро и беспрепятственно доставили в госпиталь.
4) Маруся предложила бойцам петь, чтобы время в пути прошло незаметно. 
5) Долгая дорога утомила Марусю, и она уснула, не раздеваясь, в приёмном покое госпиталя.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) На рытвинах она [летучка], как утка, переваливаясь с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки.
2) Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.
3) – Товарищи… Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом.
4) Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.
5) Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.


ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 52‒54 найдите слово с лексическим значением «часть машины, предназначенная для перевозки людей или грузов». Выпишите это слово.


ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку.

Для подготовки к сочинению ОГЭ рекомендуем обратиться к пособию "200+ аргументов" (аргументы основаны на произведениях, входящих в школьную программу по литературе)
13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать симпатию героине?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется сострадание чужой боли?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent