Вариант 10 ОГЭ по русскому языку 2025 (ОБЗ)

Решать вариант №10 ОГЭ по русскому языку 2025, составленный на основе ОБЗ ФИПИ.

"Тематический практикум ОГЭ": пошаговая подготовка к тесту ОГЭ (теория+практика)

ЧАСТЬ 1. Изложение об искусстве чтения

ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 


ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мы встречаем (предложение 1)
2) умели вглядываться (предложение 2)
3) пользоваться возможностями (предложение 3)
4) словесное богатство в разнообразии (предложение 4)
5) они существовали (и) были известны (предложение 5)


ЗАДАНИЕ 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, распространённое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 простое, двусоставное.
5) В предложении 5 содержится 4 (четыре) грамматические основы.


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
Б) Обращение выделяется запятыми.
В) Вводная конструкция отделяется запятой.    
1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.
2) Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.
3) По словам А.А. Блока, «Родина – древнее, бесконечно древнее существо».
4) Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».
5) Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны. 


ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1) С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
2) ТАЮЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю.
3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё.
4) НЕ ИЗУЧИВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
5) ВПРАВО – написание суффикса -О в наречии определяется наличием приставки В-.


ЗАДАНИЕ 7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Птицы, не улетающие в тёплые кр..(1)я, подвинулись ближе к чел..(2)веческому жилью. В садах и ог..(3)родах появились кр..(4)сногрудые снегири. Их пение, не лиш..(5)нное какой-то приятной мелодии, разд..(6)ётся с обнаж..(7)нных кустов и деревьев. Др..(8)зды собираются в б..(9)льшие стаи и улетают в сады и парки.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «вкусный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мама приготовила для нас (вкусный) какао.


!!! Рекомендуем при подготовке к заданию 8 обратиться к пособию "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ" 

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «театральный двор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
Прочитайте текст и выполните задания.
 (1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, – засмеялся отец.
(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
(36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине.
2) Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу.
3) Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись.
4) Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика.
5) В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
5) А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.


ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 1–7 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.


ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку.

Для подготовки к сочинению ОГЭ рекомендуем обратиться к пособию "200+ аргументов" (аргументы основаны на произведениях, входящих в школьную программу по литературе)
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?». Дайте определение понятию БЕСКОРЫСТНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent