ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА оформления рубрик
Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений.
Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, подглавок и т. д.), а сам текст — в логической четкости членения. Последнее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил.
Для обозначения частей перечней используются:
прописные буквы и римские цифры — в качестве показателя высшего уровня членения;
арабские цифры — для обозначения среднего уровня членения;
арабские цифры со скобкой и строчные буквы со скобкой — для обозначения низшего уровня членения.
При использовании данных обозначений соблюдаются правила:
а) строчные буквы не употребляются без скобок;
б) после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка;
в) римские цифры и прописные буквы употребляются без скобок;
г) после прописных букв и римских цифр, использованных в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка;
д) после прописных букв и римских цифр, использованных в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обозначении крупных разделов), точка не ставится;
е) при рубрицировании посредством цифр и букв со скобками части текста отделяются друг от друга либо запятыми, либо (при значительной усложненности) точками с запятыми; точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и цифр без скобок;
ж) с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных цифрами и буквами с точками; со строчных — рубрики, оформленные цифрами и буквами со скобками.
Некоторые примеры:
1. Строительные материалы и изделия:
1) природные каменные;
2) керамические, получаемые в результате обжига глины (кирпич, керамические блоки, черепица, облицовочные плиты и т. п.);
3) вяжущие вещества (известь, цементы, бетоны);
4) искусственные каменные материалы и изделия (силикат- ный кирпич, асбоцементные и бетонные изделия);
5) лесные материалы;
6) металлические материалы;
7) стекло и изделия из стекла;
8) теплоизоляционные материалы;
9) лаки, краски и др.
Ср. возможный вариант:
I. Строительные материалы и изделия:
1. Природные каменные.
2. Керамические, получаемые в результате обжига глины:
1) кирпич,
2) керамические блоки,
3) черепица,
4) облицовочные плиты и т. п.
3. Вяжущие вещества:
1) известь,
2) цементы,
3) бетоны.
4. Искусственные каменные материалы и изделия:
1) силикатный кирпич,
2) асбоцементные и бетонные изделия.
5. Лесные материалы.
6. Металлические материалы.
7. Стекло и изделия из стекла.
8. Теплоизоляционные материалы.
9. Лаки, краски и др.
Если перечень оформлен как составная часть предваряющего его предложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невозможны знаки конца предложения (точки) внутри перечня.
Некоторые примеры:
Перемена призывного участка допускается лишь до 1 мая года призыва. После этого срока перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:
а) переведен администрацией на работу в другую местность;
б) переехал на новое место жительства в составе семьи либо в связи с получением жилплощади;
в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направ- ляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.)
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достиже- ния 18лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации.)
Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинающееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой.
Например:
Состав подписи меняется в зависимости от вида и особенностей иллюстраций:
а) под иллюстрациями издания ставят только порядковый номер: 1,2, 3 и т. д. Делается это тогда, когда нет нужды определять содержание изображаемого: всё ясно из самой иллюстрации (например, воспроизведены обложки книг), а условное сокращённое обозначение представляется излишним по соображениям экономичности или художественно-оформительским;
б) под иллюстрациями издания ставят условное сокращённое обозначение рис. и порядковый номер иллюстрации: Рис. 1, Рис. 2 и т. д.;
в) под иллюстрациями (всеми и некоторыми) ставят только тему изображения (собственно подпись). Делается это в случаях, когда иллюстрации непосредственно не связаны с текстом и в тексте нет прямых ссылок на них. Например, под портретами ученых в учебнике, где другие иллюстрации пронумерованы...;
г) под всеми иллюстрациями издания ставят и условное сокращённое обозначение иллюстрации с порядковым номером и собственно подпись. Делается это тогда, когда все иллюстрации тесно связаны с текстом и текст содержит ссылки на них... (Справочная книга редактора и корректора).
Система нумерации рубрик может складываться только из арабских цифр с точками, где вхождение в предыдущую рубрику
обозначается наращиванием цифровых показателей, например:
1. Знаки препинания в рубриках
1.1. Знак препинания в конце рубрики
Точку в рубрике, вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.
После рубрики в подбор с текстом точка необходима.
Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняют.
1.2. Точка в середине заголовка
В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.
1.3. Точка после номера, литеры, родового обозначения Точку ставят, если номер, литеру и т.д. набирают в одну строку с тематическим заголовком, и опускают, если номер, литера и т.д. выделены в отдельную строку.
Комментарии (0)