Проблема в тексте ЕГЭ – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который может быть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это
проблема) (Ответ 1:
Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2:
Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы);
Что такое любовь? (Ответ 1:
Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2:
Любовь – это забота о близких);
Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1:
Конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2:
Нет, не нужно, это только тормозит прогресс).
По критерию К1 экзаменуемым получает
1 балл, если в сочинении одна из проблем исходного текста (
в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Если экзаменуемый сформулировал несколько проблемных вопросов и среди них лишь одна формулировка правильная, то эксперт по критерию К1 выставляет 1 балл.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается
0 баллов.
Научиться писать сочинение ЕГЭ, в частности, находить проблему и авторскую позицию, поможет пособие "
Сочинение на 21"
Все тексты так или иначе связаны с человеком и с тем, что его окружает, иначе говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние проблемы – это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы – это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.
Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения, или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?
Проблему можно сформулировать:
- при помощи вопроса (Для чего человеку нужны друзья?)
- при помощи родительного падежа (Проблема отношения к природе/проблема поиска смысла жизни и т.д.)
- кроме того, проблема может быть процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
! Рекомендуем формулировать проблему в виде вопроса: это позволит избежать логических ошибок.
Чтобы научиться правильно формулировать проблему, рекомендуем обратиться к пособию "
Учимся формулировать". В пособии большое количество разнообразных заданий и упражнений, при помощи которых вы научитесь правильно формулировать проблему, авторскую позицию, писать комментарий и обоснование, вступление и заключение.
Слова-помощники для формулировки проблемы (в Р.п.): - проблема отношения к ...
- проблема взаимоотношений ...
- проблема воздействия ...
- проблема взаимодействия...
- проблема влияния ...
- проблема роли ...
- проблема восприятия... и др.
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:- Как нужно относиться...?/ Как следует относиться...?
- Почему важно + глагол...?/ Почему нужно +глагол...?
- Что такое + существительное...?
- Для чего нужно...+ глагол?
- Для чего нужен (на, ны) ...+ существительное?
- В чем причина...?
- Какова роль... в жизни человека?
- Что важнее: ... или ... ?
- Что необходимо ...?
- В чем различие между ... и ...?
- Что такое истинная (ое, ый)...?
- Что значит ...?
- К чему приводит ...?
- Как влияет ...? и др.
ЧТобы избежать типичных ошибок по критерию К1, рекомендуем обратиться к статье "
Ошибки в формулировке проблемы"
Вернуться в раздел
Сочинение ЕГЭ