Реальный текст ЕГЭ 2023. К.Г. Паустовский о детях, собирающих цветы


Реальный текст ЕГЭ 2023. К.Г. Паустовский о детях, собирающих цветы

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Озеро обступили старые ивы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.

Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно не было видно. По краю берега цвели желтые ирисы, а дальше в иловатой, но глубокой воде все время струились со дна пузырьки воздуха, - должно быть, караси копались в иле, отыскивали пищу.

Наверху, надо мной, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. Судя по голосам, там было три девочки и маленький мальчик.

Две девочки изображали в разговорах между собой многодетных деревенских женщин. Каждая, должно быть, подражала своей матери. Это у них была такая игра. Третья девочка все помалкивала и только запевала тоненьким голосом:

Так во время воздушной трявоги

Народилась красавица дочь..

Дальше она слов не знала и, помолчав, снова заводила свою песню о воздушной тревоге.

- Трявога, трявога! - сердито сказала девочка с хрипловатым голосом. - Маешься цельный день, чтобы в школу их определить, всю эту ораву, всю братию, а чему они в школе научаются? Слово сказать и то не умеют по-людски! "Тревоги" надо говорить, а не "трявоги!" Вот скажу отцу, он тебя проучит.

- А мой Петька анадысь, - сказала другая девочка, - двойку приволок. По арифметике. Уж я его утюжила-утюжила. Аж руки замлели.

- Врешь ты все, Нюрка! - сказал басом маленький мальчик. - Петьку маменька утюжила. И то чуть.

- Ишь, сопливый! - прикрикнула Нюрка. - Разговаривай у меня!

- Слушайте, девочки! - радостно воскликнула хрипловатая. - Ой, что я вам сейчас расскажу! Где-то тут около Птичьего брода растет куст. Как ночь, так он весь, до самой макушки, как почнет гореть синим огнем! Как почнет! И так горит и не сгорает до самой зари. А подойти к нему страшно.

- А чего ж он горит, Клава? - испуганно спросила Нюрка.

- Клад показывает, - ответила Клава. - Клад под ним закопан. Золотой карандашик. Кто возьмет тот карандашик, напишет свои горячие желания - они тут же и сбудутся.

- Дай! - требовательно сказал мальчик.

- Чего тебе дать?

- Карандашик!

- Отвяжись ты от меня!

- Дай!-крикнул мальчик и неожиданно заревел противным, оглушительным басом. - Дай карандашик, дурная!

- Ах, ты так?- крикнула Нюрка, и тотчас же раздался звонкий шлепок. - Несчастье мое! На что я тебя породила!

Мальчик непонятно почему, но сразу затих.

- А ты, милая, - сказала Клава притворным, сладеньким голосом, - не бей ребятишек своих. Недолго и паморки отбить. Ты вот как я действуй - учи их разуму. А то вырастут обалдуи - ни себе, ни людям никакой корысти.

- Чему его учить-то? - с сердцем ответила Нюрка. - Попробуй поучи его! Он те дасть!

- Как не поучить!-возразила Клава. - Их всему надо учить. Вот увязался за нами, скулит, а кругом, гляди, один цвет не похож на другой. Их тут сотни, этих цветов. А что он знает? Ничегошеньки он не знает. Даже как зовется вот этот цвет - и то не знает.

- Курослеп, - сказал мальчик.

- Да не курослеп это, а медуница. Сам ты курослеп!

- Мядуница! -даже с некоторым восхищением повторил мальчик.

- Да не "мядуница", а "медуница". Скажи правильно.

- Мядуница, - поспешно повторил мальчик и тут же спросил: - А это какой, розовый?

- Это мята. Повтори за мной: мята!

- Ну, мята, - согласился мальчик.

- Ты не нукай, а чисто за мной повторяй. А вот это таволга. Такая пахучая-пахучая! Такая нежная-пренежная! Хочешь, сорву?

Мальчику, видимо, понравилась эта игра. Он, посапывая, добросовестно повторял за Клавой названия цветов. А она так ими и сыпала:

- Вот, глянь, это подмаренник. А это купава. Вот та, с белыми колокольцами. А это кукушкины слезки.

Я слушал и только удивлялся. Девочка знала множество цветов. Она называла дрему, ночную красавицу, гвоздику, пастушью сумку, копытень, мыльный корень, шпажник, валерьяну, чебрец, зверобой, чистотел и много других цветов и трав.

Но этот удивительный урок ботаники был неожиданно сорван.

- Я обстрекалси-и-и! - вдруг густо заревел мальчик. - Куды вы меня завели, дурные?! В самые колючки! Теперь я домой не дойду!

- Эй, девчонки! - крикнул издали стариковский голос. - Вы чего малого обижаете?

- Да он, дед Пахом, сам обстрекалси! - крикнула в ответ поборница чистого произношения Клава и добавила вполголоса: - У-у-у, бессовестный! Ты сам всякого изобидишь!

Слышно было, как к детям подошел старик. Он заглянул вниз, на озеро, увидел мои удочки и сказал:

- Тут человек рыбу лавит, а вы калган подняли на весь свет. Мало вам, что ли, лугов!

- Где лавит? - поспешно спросил мальчик. - Пусть мне дасть поудить!

- Куда полез! - крикнула Нюрка. - Еще сорвешься в воду, неслух окаянный!

Дети вскоре ушли, и я их так и не видел. А старик постоял на берегу, подумал, деликатно покашлял и спросил неуверенным голосом:

- У вас, гражданин, покурить не найдется?

Я ответил, что найдется, и старик со страшным шумом, цепляясь за петли ежевики, срываясь на откосе и чертыхаясь, спустился ко мне за папироской.

Старик оказался щуплый, маленький, но с огромным ножом в руке. Нож был в кожаном футляре. Сообразив, что я, чего доброго, обеспокоюсь из-за этого ножа, старик поспешно сказал:

- Я лозу пришел резать. Для корзин да вентерей. Плету помаленьку.

Я сказал старику, что вот какая тут была замечательная девочка - знает все цветы и травы.

- Это Клавка-то? - спросил он. - Да это колхозного конюха Карнаухова дочка. А чего ж ей не знать, когда у нее бабка первая травница на всю область! Вы с бабкой поговорите. Заслушаетесь. Да, - сказал он, помолчав, и вздохнул. - У каждого цвета свое наименование... Паспортизация, значит.

Я с удивлением взглянул на него. Старик попросил еще папироску и ушел. Вскоре ушел и я.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. Они несли огромные охапки цветов. Одна из них тащила за руку маленького босого мальчика в большом картузе.

Девочки шли быстро. Было видно, как мелькают их пятки. Потом донесся тоненький голосок:

Так во время воздушной трявоги

Народилась красавица дочь...

Солнце уже садилось за Окой, за селом Есениным, и освещало косым красноватым светом тянувшиеся стеной на востоке леса.

(По К.Г. Паустовскому)
Источник:  https://vk.com/ege100ballov


Примерный круг проблем:

1. Какую роль играет семья в формировании личности?
2. Как семья влияет на характер человека, на его будущее?
3. В чем заключается преемственность поколений?

Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского: "Как семья влияет на характер и поведение ребенка?"
Похожие новости
Комментарии (17)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Валерия - 29 мая 2023 16:24
Здравствуйте, а к этому тексту не подойдёт проблема " Какое влияние может оказать игра на формирование личности ребёнка? "
admina - 29 мая 2023 19:28
Цитата: Валерия
Здравствуйте, а к этому тексту не подойдёт проблема " Какое влияние может оказать игра на формирование личности ребёнка? "

Здравствуйте, данная проблема не является ведущей в тексте. Все зависит от того, как вы выстроили свои рассуждения в комментарии, что написали в авторской позиции и как обосновали свое мнение.
Анжелика - 29 мая 2023 19:46
Здравствуйте, я написала так: автор заставляет задуматься над проблемой обучения детей. Т.к там был момент, где девочка учила мальчика различать цветы и говорила, что если их не учить ничему, то из них не вырастет ничего путного.
Мне очень страшно, думаю, что не надо было эту проблему писать...
Виктория Шишкина - 29 мая 2023 21:43
Здравствуйте, а проблема «богатство природы» не подойдет?
Валерия - 29 мая 2023 22:55
Цитата: admina
Цитата: Валерия
Здравствуйте, а к этому тексту не подойдёт проблема " Какое влияние может оказать игра на формирование личности ребёнка? "

Здравствуйте, данная проблема не является ведущей в тексте. Все зависит от того, как вы выстроили свои рассуждения в комментарии, что написали в авторской позиции и как обосновали свое мнение.

Ну т. е такая проблема есть в тексте? Её могут засчитать?
фаина - 30 мая 2023 04:50
Доброе утро. Засчитают проблему "В чем польза детских игр"?
Витя - 30 мая 2023 15:29
Здравствуйте, а проблема природы может быть засчитана?
admina - 30 мая 2023 17:07
Цитата: Анжелика
Здравствуйте, я написала так: автор заставляет задуматься над проблемой обучения детей. Т.к там был момент, где девочка учила мальчика различать цветы и говорила, что если их не учить ничему, то из них не вырастет ничего путного.
Мне очень страшно, думаю, что не надо было эту проблему писать...

В тексте, действительно, есть тема обучения. Если вы правильно выстроили свое сочинение, то скорее всего проблему зачтут. Не переживайте!
admina - 30 мая 2023 17:08
Цитата: Валерия
Цитата: admina
Цитата: Валерия
Здравствуйте, а к этому тексту не подойдёт проблема " Какое влияние может оказать игра на формирование личности ребёнка? "

Здравствуйте, данная проблема не является ведущей в тексте. Все зависит от того, как вы выстроили свои рассуждения в комментарии, что написали в авторской позиции и как обосновали свое мнение.

Ну т. е такая проблема есть в тексте? Её могут засчитать?

Нельзя сказать наверняка, какие проблемы сформулировали и написали в инструкции экспертам.
admina - 30 мая 2023 17:09
Цитата: Витя
Здравствуйте, а проблема природы может быть засчитана?

Здравствуйте, именно в такой формулировке?
admina - 30 мая 2023 17:10
Цитата: фаина
Доброе утро. Засчитают проблему "В чем польза детских игр"?

Если вы обосновали наличие данной проблемы при помощи комментария, то эксперт скорее всего будет на вашей стороне и засчитает, даже если этой проблемы не будет в его памятке.
киря - 30 мая 2023 23:22
Здравствуйте, поставил проблему "В чем заключается красота речи деревенских детей?" Такое могут засчитать?
Женя - 1 июня 2023 14:24
здравствуйте, проблема "какое отношение старших к младшим можно назвать правильным" подходит?
Ксения - 1 июня 2023 14:46
Здравствуйте, подойдёт ли проблема: ,, Действительно ли дети - это копии своих родителей "? Я написала про то, что дети копируют, черты характера, поведение, манеру речи, методы обучения в игре,, дочки-матери" у своих родителей.
Ирина - 27 июня 2023 03:09
Здравствуйте, в этом тексте может быть раскрыта проблема отцов и детей?
adminn - 28 июня 2023 17:29
Цитата: Ирина
Здравствуйте, в этом тексте может быть раскрыта проблема отцов и детей?

Здравствуйте, да
Ирина - 29 июня 2023 04:20
Цитата: adminn
Цитата: Ирина
Здравствуйте, в этом тексте может быть раскрыта проблема отцов и детей?

Здравствуйте, да

Почему то эту проблему "отцов и детей" не засчитали эксперты, что делать?