Словосочетание. Виды словосочетаний, примеры. Что не является словосочетанием.

Словосочетание - это синтаксическая единица, образованная двумя (или более) знаменательными словами, находящимися между собой в подчинительных отношениях (связаны подчинительной связью)

Словосочетанием является не любое сочетание слов по смыслу, а только такое, в котором можно выделить два компонента: опорный (основной, главный, базовый) и зависимый (подчиненный). От опорного слова к зависимому ставится вопрос, который устанавливает смысловые подчинительные отношения и подтверждает их наличие, например: поздняя осень, купить шубу, писать быстро.

Словосочетание отличается от предложения:

  1. Предложение обладает смысловой законченностью, а словосочетание – нет
  2. Предложение – коммуникативная единица, а словосочетание служит для наименования предметов, действий, признаков, состояний, как и слово.

Типы словосочетаний


Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям. 

По структуре:
  • простые
  • сложные 
  • синтаксически неразложимые 
По опорному слову: 
  • именные 
  • глагольные 
  • наречные 

Простые, сложные, синтаксически неразложимые словосочетания

В книге «Орфография» Дмитрий Быков описывает послереволюционную барахолку в Петрограде, где «то, что было духовным хлебом, менялось на хлеб как таковой» и где герой наблюдает отрадную картину: 

Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста. 

Выделим в этом предложении возможные словосочетания. 

Сложные: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой. 

Простые: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой. 

Синтаксически неразложимые: профессор исторического факультета; из немногих последних дворян; опровергавших всею статью своей; «Историю» с множеством фотографий. 


Таким образом, словосочетания из трех и более слов считаются простыми, если в них можно вычленить только два семантических компонента — однословное и синтаксически неразложимое. В таких словосочетаниях, как и в двусловных, можно задать один и только один вопрос. 


Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания

В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или "делимые и неделимые". В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.

Рассмотрим пример: "Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста" 

Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.

Свободным словосочетаниям противопоставлены словосочетания несвободные.

Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.


Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:

1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество 
Примеры: два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.

2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного  (местоимения))
Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.

3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)
Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой

4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.
Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.

5) Составные сказуемые.
Примеры: начать петь, продолжать играть, готов поверить, нужно думать, хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходимо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать, перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притвориться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться 
расстроенным, работать токарем.

6) Неопределенно-признаковые словосочетания.
Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову 

7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры: девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин

8) Метафоры с опорным словом существительным,
Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.

9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.
Примеры: Иван Петрович человек серьезный,Актеры люди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно', У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка вещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкой занятие не для Маши; Наш сад место  особое.

10) Фразеологизмы.
Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология. 

Словосочетания, сохраняющие лексическую несамостоятельность компонентов в любом контексте, называются фразеологически несвободными. 

Именные, адъективные, глагольные, наречные словосочетания 

Способность словосочетания к распространению, т.е. к сочетанию с другими словами, обусловлена принадлежностью главного слова к той или иной части речи. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний: 


1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на: 


а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.

Примеры: водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть. 

Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»; 


б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:

Примеры: доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный. 

Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне; 


в) словосочетания с именем числительным в роли главного слова.

Примеры: шесть часов, третий с края, двое с портфелями, один из нас. 
Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения; 


г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.

Примеры: каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное. 

В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны. 


2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания: 


а) с зависимым именем существительным или местоимением.

Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других; 


б) с зависимым инфинитивом.

Примеры: попросить спеть,зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать; 


в) с зависимым деепричастием:

Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись; 


г) с зависимым наречием.

Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще. 

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку. 


3. Наречные (адвербиальные) словосочетания: 


а) с наречием в роли главного слова.

Примеры: очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города; 


б) с категорией состояния в роли главного слова.

Примеры: холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно. 

Что не является словосочетанием

Грамматическая основа
Однородные члены предложения
Фразеологические сочетания
Конструкции с обособленными членами
Аналитическая (сложная форма будущего времени) Буду танцевать
Составная форма сравнительной степени прилагательных и наречий
Повелительное наклонение (Давай споем)
Существительное с предлогами (производными и простыми) в течение дня
Уточняющие конструкции (В Москве, на Шаболовке, …)
Для примера рассмотрим предложение из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого: 
Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак. 

В этом предложении не являются словосочетаниями:
1) сочинительная связь (однородные члены): и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив;
2) предикативная связь (грамматическая основа): князь велел;
3) полупредикативная связь (обособленные второстепенные члены): велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан.

Являются словосочетаниями (подчинительная связь):
 вернувшись (с кем?) с Кити;
 вернувшись (откуда?) с вод;
 пригласив (куда? к кому?) к себе;
 пригласив (с какой целью?) к кофе;
 пригласив (кого?) полковника;
 пригласив (кого?) Марью Евгеньевну;
 пригласив (кого?) Вареньку;
 велел (что?) вынести;
 велел (что?) накрыть;
 вынести (что?) стол;
 вынести (что?) кресла;
 вынести (куда?) в садик;
 накрыть (что?) завтрак;
 накрыть (где?) там.

Типы связей в словосочетании, смысловые отношения в словосочетании 

Типы связи:
  • согласование 
  • управление 
  • примыкание 
Смысловые отношения:
  • определительные 
  • обстоятельственные 
  • объектные 
  • субъектные 

Смысловые отношения в словосочетании определяются тем вопросом, который ставится от опорного слова к зависимому. 


Вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного, — кого-чего? кому-чему? кого-что? кем-чем? о ком? о чем?) свидетельствуют об объектных отношениях. Зависимая словоформа называет объект приложения действия или признака. От них следует отличать субъектные отношения, при которых зависимая словоформа обозначает производителя (субъекта) действия, т.е. действующее лицо или предмет. Зависимая словоформа отвечает на вопрос творительного падежа (построено рабочими) или родительного падежа (осмотр дома). 

Вопросы какой? чей? являются показателем определительных отношений: фарфоровая чашка, чашка с цветочками, чашка-сувенир. 

Обстоятельственные отношения регулируются следующими вопросами: как? каким образом? каким способом? (обстоятельство образа действия), как? в какой мере? в какой степени? (обстоятельство меры и степени), где? куда? откуда? (обстоятельство места), когда? в какое время? (обстоятельство времени), когда? при каком условии? (обстоятельство условия), почему? отчего? по какой причине? (обстоятельство причины), зачем? с какой целью? (обстоятельство цели), несмотря на что? вопреки чему? (обстоятельство уступки). 


Довольно часто в словосочетании возможно совмещение значений, так называемый синкретизм, например: чтение (чье?) Маяковского — субъектные отношения, т.е. читает сам Маяковский, и чтение (кого?) Маяковского — объектные отношения, т.е. читают стихи Маяковского; дом (какой?) на набережной — атрибутивные отношения, дом (где?) на набережной — обстоятельственные отношения. Это совмещение обусловлено лексико-грамматическими значениями слов, входящих в словосочетание. Так, в последнем примере субстантивная природа опорного слова (дом) порождает атрибутивные отношения, а пространственное значение зависимого слова (на набережной) — обстоятельственные. 

На основе смысловых отношений между компонентами словосочетания выделяются следующие второстепенные члены предложения:
  • Дополнение (объектно-субъектные отношения): прямое и косвенное 
  • Определение (атрибутивные отношения): согласованное, несогласованное приложение 
  • Обстоятельство (обстоятельственные отношения): образа действия, меры и степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
?ндекс цитирования