Содержание:
↑ Словосочетание. Отличие словосочетания от предложения
Словосочетанием является не любое сочетание слов, а только такое, в котором можно выделить главное, опорное слово и зависимое (подчиненное). От опорного слова к зависимому можно задать вопрос, который устанавливает смысловые подчинительные отношения и подтверждает их наличие, например: поздняя осень, купить шубу, писать быстро.
Словосочетание отличается от предложения:
- Предложение обладает смысловой законченностью, а словосочетание – нет
- Предложение – коммуникативная единица, а словосочетание служит для наименования предметов, действий, признаков, состояний, как и слово.
↑ Типы словосочетаний
Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям.По опорному слову: именные, глагольные, наречные;
По степени слияния: свободные (делимые) и несвободные (неделимые);
По типу связи: со связью "согласование", со связью "управление", со связью "примыкание".
↑ Простые и сложные словосочетания (примеры)
Простое словосочетание - словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов (самостоятельных), связанных только одной синтаксической связью.
Сложное словосочетание - словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов, связанных двумя и более синтаксическими связями (то есть образованное от нескольких словосочетаний).
Например, во фрагменте "Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста" можно найти как простые, так и сложные словосочетания:
Простые словосочетания: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой.
Сложные словосочетания: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой.
↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания
Несвободные (цельные, неделимые) словосочетания - словосочетания, в которых нельзя изменить или заменить одно из слов, поскольку каждое из слов не является отдельным членом предложения (фразеологизмы, составные сказуемые, подлежащие, выраженные словосочетанием и др.)
В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или "делимые и неделимые". В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.
Рассмотрим пример: "Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста"
Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.
Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.
Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:
1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество
Примеры: два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.
2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного (местоимения))
Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.
3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)
Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой
4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.
Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.
5) Составные сказуемые.
Примеры: начать петь, продолжать играть, готов поверить, нужно думать, хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходимо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать, перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притвориться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться
расстроенным, работать токарем.
6) Неопределенно-признаковые словосочетания.
Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову
7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры: девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин
8) Метафоры с опорным словом существительным,
Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.
9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.
Примеры: Иван Петрович — человек серьезный, Актеры — люди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно', У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипка — вещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкой — занятие не для Маши; Наш сад — место особое.
10) Фразеологизмы.
Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология.
↑ Именные, глагольные, наречные словосочетания
Способность словосочетания к распространению, т.е. к сочетанию с другими словами, обусловлена принадлежностью главного слова к той или иной части речи. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на:
а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.
Примеры: водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть.
Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»;
б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:
Примеры: доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный.
Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне;
в) словосочетания с именем числительным в роли главного слова.
Примеры: шесть часов, третий с края, двое с портфелями, один из нас.
Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения;
г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.
Примеры: каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное.
В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны.
2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания:
а) с зависимым именем существительным или местоимением.
Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других;
б) с зависимым инфинитивом.
Примеры: попросить спеть, зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать;
в) с зависимым деепричастием:
Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись;
г) с зависимым наречием.
Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку.
3. Наречные (адвербиальные) словосочетания:
а) с наречием в роли главного слова.
Примеры: очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города;
б) с категорией состояния в роли главного слова.
Примеры: холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно.
↑ Не является словосочетанием
Однородные члены предложения (Я увидел дом и дерево.)
Фразеологические сочетания (Он бил баклуши целый день)
Аналитическая (сложная) форма будущего времени (Я буду танцевать завтра.)
Составная форма сравнительной степени прилагательных и наречий (Решение оказалось менее трудным)
Повелительное наклонение, образованное при помощи частиц (Давай споем завтра.)
Существительное с предлогами (производными и простыми) (Он не работал в течение дня)
Уточняющие конструкции (В Москве, на Шаболовке, прошел концерт)
Конструкции с обособленными членами (Книга, прочитанная мной, лежала на полке)
Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак.
В этом предложении не являются словосочетаниями:
1) однородные члены: и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив; (так как связаны сочинительной связью)
2)грамматическая основа: князь велел (эти слова связаны предикативной связью)
3) обособленные второстепенные члены: велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан (слова связаны полупредикативной связью)
Являются словосочетаниями: вернувшись (с кем?) с Кити; вернувшись (откуда?) с вод; пригласив (куда? к кому?) к себе; пригласив (с какой целью?) к кофе; пригласив (кого?) полковника; пригласив (кого?) Марью Евгеньевну; пригласив (кого?) Вареньку; велел (что?) вынести; велел (что?) накрыть; вынести (что?) стол; вынести (что?) кресла; вынести (куда?) в садик; накрыть (что?) завтрак; накрыть (где?) там (поскольку эти слова связаны подчинительной связью между собой).
↑ Типы подчинительной связи в словосочетании
По типу подчинительной связи выделяют словосочетания со связью:- согласование (главное слово согласуется в зависимым в роде, числе и падеже)
- управление (главное слово управляет зависимым при помощи вопроса косвенного падежа)
- примыкание (зависимое слово, выраженное неизменяемой частью речи, примыкает к главному)