Задание 7 ВПР по русскому языку 4 класс 2019. План к тексту.

Содержание:

Как составить план текста?

Как указано в формулировке задания, в пунктах плана можно использовать как целые предложения, так и словосочетания.
Чтобы составить план текста, необходимо

1) Выделить микротемы текста:
Чаще всего в каждом абзаце содержится 1 микротема. Поэтому читаем первый абзац и записываем, что узнали из него.
Как всегда подчеркиваем ключевые существительные и опорные глаголы (качества, которые приписываются этим существительным)
2) Выбираем формулировку: 
  • Если в качестве пунктов плана вы используете словосочетания, то удачнее всего будет использовать "прилагательное + существительное" или "два существительных, соединенных предлогом".
Например:
Красивая осень.
Осень в лесу.

  • Если в качестве пункта вы выбираете предложение, то лучше всего строить по принципу "подлежащее +сказуемое". Лучше всего выражать мысль при помощи простых предложений.
Например:
Бобры любят поспать.
У кошки есть усики-радары.

3) Обратите внимание на то, что в плане должно быть последовательно отражено содержание текста. Это значит, что нельзя менять местами пункты плана.
  • В плане должно быть 3 пункта.

ПРИМЕРЫ ПЛАНОВ к текстам


ПРИМЕР 1:
(1)Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. (2)Бывало, идём куда-нибудь... (3)Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. (4)Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет. (5)Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы. 
 
(6)Но раз я сделал открытие. (7)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (8)Это было очень красиво! (9)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. (10)Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. (11)А к вечеру снова позеленел. (12)Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. (13)Оказалось, что он сжал свои лепестки! (14)Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. (15)Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым. 

(16)С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпа́ли и вставали вместе с нами. 
 (По М.М. Пришвину)


Примерный план:
  1. Забава с одуванчиками. 
  2. Удивительное открытие. 
  3. Одуванчики стали для нас интересными цветами.
Обратите внимание, пункты плана составлены двумя способами:
1 и 2 пункт плана состоит из словосочетаний, построенных по принципу: существительное+ предлог+существительное и прилагательное+существительное.
3 пункт представляет собой простое предложение с подлежащим и сказуемым.

ПРИМЕР 2:
(1)Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. (2)Для исследования мира у неё есть специальные «радары». (3)Это еле заметные шерстинки. (4)Они растут на её лапах, на лбу, на ушах. (5)Особенно важные «радары» − длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой. 
 
(6)Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. (7)Она замирает в позе охотницы и настораживается. (8)Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. (9)А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. (10)Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало́ оно ни было. (11)Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. (12)Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! (13)Это незаменимое умение для кошачьей охоты. 
 
(14)Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. (15)Её движения становятся неуверенными – ведь чудесные «радары» не работают! 
 (По П. Жандрон)

Примерный план:
  1. Кошачьи «радары».
  2. «Радары» помогают кошке охотиться. 
  3. Без «радаров» кошке будет трудно ориентироваться в пространстве.
(1)У марта – первого весеннего месяца – есть свои приметы. (2)Каждый год в марте к нам приходит день весеннего равноденствия. (3)Он носит такое название, потому что в этот период день и ночь разделяют сутки ровно надвое – на двенадцать часов. (4)И только в этот день Солнце встаёт утром точно на востоке, а вечером садится точно на западе. (5)В Древней Руси с середины марта начинался календарный год, люди встречали новолетье. 

(6)В это время снег ещё лежит высокими сугробами вдоль дорог и в лесных чащах. (7)Местами он по-прежнему белый, чистый, ослепительно 
 блестит на солнце. (8)Но на открытых местах сугробы оседают и темнеют. (9)Всё сильнее стягивает снежные покровы влажная корка, всё более хрупким становится утренний ледок на лужах. (10)Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает. (11)Землю заливает талая вода. 

(12)Если отправиться в середине марта в лес, на открытой поляне можно найти подснежники. (13)Эти нежные, хрупкие цветочки пробиваются сквозь снег и зацветают с первыми лучами мартовского солнца. (14)Особенно рано распускается подснежник белоцветный. (15)Его белые колокольчики с жёлтой серединкой издают приятный, свежий аромат. (16)Но рвать их не стоит: как исчезающий вид он занесён в Красную книгу растений. 
  (По материалам «Детской энциклопедии»)


Примерный план: 
 1. День весеннего равноденствия. 
 2. Постепенное таяние снега. 
 3. Подснежники белоцветные – исчезающий вид.

Обратите внимание на то, что чаще всего пункты плана бывают номинативными, то есть называют какое-либо явление.
Очень удобно формулировать мысль по схеме: Подлежащее – это сказуемое.
Котлета – это вкусное блюдо.
Сентябрь – первый месяц осени.
Подснежники белоцветные – исчезающий вид.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования