Текст ЕГЭ. А.Н. Островский. О творчестве Пушкина. Проблемы.


Текст ЕГЭ А.Н. Островского. О Пушкине. Примерный круг проблем.

(1)Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы. (2)Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3)Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств. (4)Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. (5)Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе всех. (6)Поэт ведёт за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. (7)Отчего с таким нетерпением ждётся каждое новое произведение от великого поэта? (8)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. (9)Вот отчего и любовь, и поклонение великим поэтам; вот отчего и великая скорбь при их утрате; образуется пустота, умственное сиротство: некем думать, некем чувствовать. 

(10)Но легко сознать чувство удовольствия и восторга от изящного произведения; а подметить и проследить свое умственное обогащение от того же произведения - довольно трудно.(11)Всякий говорит, что ему то или другое произведение нравится; но редкий сознает и признается, что он поумнел от него. (12)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового, что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, - но оставалось под спудом, потому что не находило выражения.(13)Это неправда. (14)Ошибка происходит от того, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усвояются. (15)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого. 

(16)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (17)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (18)И этот рост был так велик, так быстр, что историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана.(19)Этот прыжок был не так заметен при жизни Пушкина; современники хотя и считали его великим поэтом, считали своим учителем, но настоящими учителями их были люди предшествовавшего поколения, с которыми они были очень крепко связаны чувством безграничного уважения и благодарности. (20)Как ни любили они Пушкина, но всё-таки, в сравнении с старшими писателями, он казался им ещё молод и не довольно солиден; признать его одного виновником быстрого поступательного движения русской литературы значило для них обидеть солидных и во многих отношениях действительно весьма почтенных людей. (21)Всё это понятно и иначе не могло быть. (22)Зато следующее поколение, воспитанное исключительно Пушкиным, когда сознательно оглянулось назад, увидало, что предшественники его и многие его современники для них уж даже не прошедшее, а далёкое давнопрошедшее. (23)Вот когда заметно стало, что русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.(24)Пушкин застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, - и что же? (25)Его произведения - уж не исторические оды, не плоды досуга, уединения или меланхолии; он кончил тем, что оставил сам образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию. (26)Он дал серьёзность, поднял тон и значение литературы, воспитал вкус в публике, завоевал её и подготовил для будущих литераторов, читателей и ценителей. 

(27)Другое благодеяние, оказанное нам Пушкиным, по моему мнению, ещё важнее и ещё значительнее. (28)До Пушкина у нас литература была подражательная, - вместе с формами она принимала от Европы и разные, исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели, но могли приняться, как принялось и укоренилось многое пересаженное. (29)Отношения писателей к действительности не были непосредственными, искренними; писатели должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. (30)Каждый из них, вместо того, чтоб быть самим собой, должен был настроиться на какой-нибудь лад. (31)Тогда ещё проповедовалась самая беззастенчивая риторика; твёрдо стоял и грозно озирался ложный классицизм; на смену ему шёл романтизм, но не свой, не самобытный, а наскоро пересаженный с оттенком чуждой нам сентиментальности; не сошла ещё со сцены никому ненужная пастораль. (32)Вне этих условных направлений поэзия не признавалась, самобытность сочлась бы или невежеством, или вольнодумством.(33)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов - дело не лёгкое, оно требует громадных сил. (34)Разве мы не видим примеров, что в самых богатых и в самых сильных литературах и по сей час высокопарное направление имеет представителей и горячо отстаивается, а реальность пропагандируется как что-то новое, небывалое.(35)Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был - был самим собой. (36)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей.(37)Что это за школа, что он дал своим последователям? (38)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. (40)Ведь это только легко сказать! (41)Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. (42)Конечно, для последователей путь его труден: не всякая оригинальность настолько интересна, чтоб ей показываться и ею занимать. (43)Но зато если литература наша проигрывает в количестве, так выигрывает в качественном отношении. (44)Немного наших произведений идёт на оценку Европы, но и в этом немногом оригинальность русской наблюдательности, самобытный склад мысли уже замечены и оценены по достоинству. (45)Теперь нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом. 

(По А.Н. Островскому) 


Примерный круг проблем.

1. Какое влияние оказывает творчество А.С.Пушкина на личность читателя? 
2. Почему люди нуждаются в произведениях любимого поэта? 
3. Почему человеку трудно осознать свое умственное обогащение при восприятие художественного произведения? 
4. Каково значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы? 
5. Каково творческое завещание А.С.Пушкина? 
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent