Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2020. Ю.Л. Сагалович о благодарности.

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2020. Ю.Л. Сагалович о благодарности.

В последние годы можно слышать исподволь повторяющуюся фразу: «Поколение фронтовиков уходит, их становится все меньше». Чаще всего эти слова произносят с искренним сожалением, отдавая должное отцам, дедам и прадедам. И тем, кто погиб на войне, и тем, кто умер уже после войны от ран или от старости, и тем, кто еще жив.

Бывает, что слова об уходе старых фронтовиков произносят бездумно и бесстрастно, повторяя их за другими. Бывает — по обязанности.

Встречалось, молодые люди с издевкой относились к боевым орденам, которые фронтовики надевают единожды в году на день Победы.

Я знаю людей, которые, как только заходит речь о войне, переводят беседу на свои туристские походы в надежде сравнить их с боями. Младшие поколения стремятся принизить нравственный подвиг старших во время войны только потому, что подсознательно не могут не преклоняться перед его величием.

Спасибо и за это подсознательное…

Один из читателей упрекнул меня в том, что я будто бы требую от нынешней молодежи помнить о Великой отечественной войне, почитать ее и ее героев, в то время как она так же далека от молодых людей, как Куликовская битва. Заметим, что для сравнения выбрано максимально отдаленное событие. Самую близкую и массовую героику с издевкой задвинули к истокам истории, лишь бы понадежнее избавиться от нее. Хотя можно было бы отправиться поближе, например, к 1612-му году, или к 1812 году. Ведь о Бородинском сражении та же молодежь вспоминает вполне благосклонно. Так в чем же дело? Память о действительно отдаленных событиях ни к чему не обязывает. Можно даже продекламировать несколько строчек из «Бородино» Лермонтова, или вспомнить замечательное стихотворение М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года», не заботясь о том, чтобы подкрепить благодарную память действенной, реальной благодарностью к участнику событий, еще живому человеку, которого можно встретить на улице или в лифте.

А благодарность — удел великих душ.

К счастью отнюдь не для всей молодежи наша невиданная ранее война так же далека, как Куликовская битва. Повторюсь, самое главное состоит в том, что сравнение с Куликовской битвой — лукавство. Память о подвиге, о благородстве, о боли и страданиях — обязывает и подражать и сострадать, а потому быть обязанным отнюдь не всем нравится. Лучше не помнить и не знать — так проще жить… Потому-то и сравнивают с Куликовской битвой, что хотят задвинуть память о трагедии новейшей истории подальше от своей совести.

Каким я помню и вижу собирательный облик дорогого мне однополчанина? Бравый подтянутый офицер с гладко выбритым лицом, спрыснутым шипром, в предвкушении принятия награды, сопровождаемой рюмкой — эти внешние симпатичные признаки далеко не исчерпывают офицерской сути. Пехотный офицер — заботливый трудяга, отвечающий за все, все понимающий, смельчак, личный пример которого — непререкаем. Это и пахнущие потом портянки на сбитых сильных мужских ступнях. Это и нажитая боевым опытом мудрость, которая во сто крат шире боевого устава пехоты.

С другой стороны, портрет воина-фронтовика не исчерпывается простуженным голосом, небритым лицом, красными от недосыпания слезящимися глазами и чернотой под ногтями на руках, сжимающих саперную лопату. И, разумеется, жизнь фронтовика — это отнюдь не только невыразимые внутренние страдания. Но часто она выражается и внутренним удовлетворением, и гордостью, и успокоением после удачного боя, когда, ощутив себя живым, можно расслабиться, передохнуть и поесть, да и пропустить несколько живительных глотков.



Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Примерный круг проблем: 

1. Почему молодое поколение "забывает" о подвиге героев Великой Отечественной войны?

2. Кому свойственна благодарность?

3. Почему важно помнить о подвиге русских солдат в годы Великой Отечественной войны?


Комментариев 13

  1. Офлайн
    Артём
    Артём 6 июля 2020 15:18
    Мне кажется, подходит и такая проблема:"Каким должно быть отношение младшего поколения к подвигу фронтовиков в годы Великой Отечественной войны?"
    1. Офлайн
      admina 6 июля 2020 16:11
      конечно, можно было и так сформулировать!
  2. Офлайн
    Вероника
    Вероника 6 июля 2020 16:21
    Можно ли было сформулировать, что-то вроде: Как относится молодежь к подвигу ВОВ?
    1. Офлайн
      adminn 7 июля 2020 10:38
      Как относится молодежь к подвигу героев Великой Отечественной войны? 
  3. Офлайн
    Марина
    Марина 7 июля 2020 10:36
    Можно ли было сформулировать вопрос как : «Важно ли помнить и уважать подвиг, который совершил советский народ в Великой Отчественной войне?» А проблему обозначить : «Проблема исторической памяти»
    1. Офлайн
      adminn 7 июля 2020 10:40
      Сформулировать так можно, однако не нужно одновременно писать и вопрос, и проблему в родительном падеже.
      1. Офлайн
        Марина
        Марина 7 июля 2020 11:06
        Спасибо за ответ! То есть могут не засчитать?
        1. Офлайн
          adminn 7 июля 2020 13:34
          Засчитают, но могут снять балл по К5
  4. Офлайн
    Иван
    Иван 7 июля 2020 13:32
    Здравствуйте, а можно ли написать проблема таким образом: "Почему молодежь не ценит подвиги героев Великой Отечественной войны?"
    1. Офлайн
      adminn 7 июля 2020 13:35
      Да, такая проблема есть
  5. Офлайн
    Иван
    Иван 7 июля 2020 14:35
    А верно ли я расписал авторскую позицию? Я написал что-то вроде этого: "Позиция Ю.Л.Сагаловича выражена явно. Она такова: нынешние подростки не хотят брать на себя тяжелый груз ответственности, а также слишком высокомерны, чтобы благодарить своих предков. Это доказывают следующие слова: "<Память о подвиге... обязывает и подражать и сострадать, а потому быть обязанным отнюдь не всем нравится...хотят задвинуть память...подальше от... совести.>"
    1. Офлайн
      admina 7 июля 2020 19:17
      да, вы же ответили на поставленный вопрос.
  6. Офлайн
    Мария
    Мария 8 июля 2020 17:25
    Можно было написать проблему "Как война влияет на человека?"
?ндекс цитирования