Текст ЕГЭ. Тендряков. О выборе. Проблемы.

Текст ЕГЭ. Тендряков. О выборе. Примерный круг проблем. 

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич. 
— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию... 
(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера? 
(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все... 
(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче. 
(39)Ольга Олеговна остановилась. 
— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич. 
(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал. 
— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я. 
— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво. 
— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства. 
— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера! 
— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич. 
(56) Они двинулись дальше. 
(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце... 
(По В.Ф. Тендрякову) 

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовно-нравственных проблемах, о жизни в деревне. 

Примерный круг проблем: 

1.Равнозначны ли понятия «легкость» и «простота», если их рассматривать применительно к выбору образа жизни? В чем состоит опасность выбора «простоты» при определении жизненных приоритетов? 
2.Чем опасна заурядности? 
3.Каково отношение общества к заурядным людям? 
4.Нужно ли молодым людям быть готовым сделать выбор? 
5.Почему опасно стремление молодых людей быть «как все»? 
6.К чему может привести отсутствие у молодых людей привычки мыслить самостоятельно? 

    ?ндекс цитирования