Проблема счастья является одной из фундаментальных философских тем, неизменно привлекающих внимание человечества на всех этапах его развития. Русские писатели исследовали природу этого состояния, отделяя подлинное счастье, основанное на внутренних, духовных ценностях, от ложного, внешнего благополучия, и доказывали, что счастье — это не пассивное состояние, а результат активного нравственного поиска и деятельности.
Счастье как категория затрагивается в таких темах итогового сочинения, как: «Что делает человека подлинно счастливым?», «Что мешает человеку быть счастливым?», «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?», «Как Вы понимаете мысль одного из героев романа „Война и мир“: „Источник блаженства не вне, а внутри нас...“?» Другие темы см. в статье "Банк тем итогового сочинения"
Содержание:
↑ Счастье как духовное искание и нравственное единение
Многие классики утверждали, что истинное счастье лежит не во внешних обстоятельствах (деньги, слава, карьера), а в состоянии души человека и в его способности к любви и самоотдаче.
Материалы для аргументации:
↑ Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
- Путь Пьера Безухова — это поиск подлинной гармонии и счастья. Он осознает, что «источник блаженства не вне, а внутри нас». Его целью становится «быть вполне хорошим», а высшим счастьем — «наслаждение делать добро». Толстой показывает, что счастье невозможно без любви и семьи. Пьер обретает его в браке с Наташей Ростовой, чья любовь переполняла его сердце и делала его терпимее и добрее к другим людям.
- Князь Андрей Болконский, пройдя через разочарование в славе после Аустерлица, приходит к выводу, что счастье есть только отсутствие двух зол: угрызения совести и болезни. Перед смертью он постигает «новое счастье, неотъемлемое от человека... счастье одной души, счастье любви», которое находится «вне материальных сил».
↑ Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Подлинное счастье для Достоевского связано с нравственным воскресением через страдание и веру.
Соня Мармеладова, несмотря на трагическое положение, обладает духовной силой, основанной на вере в Бога, которая позволяет ей пребывать в добре и нести его другим. Она видит мир как сияющее целое, и это единство бросает луч красоты на ее страшную жизнь.
В эпилоге Раскольников и Соня обретают «бесконечные источники жизни» и «бесконечное счастье» через любовь, которая воскресила их. Любовь становится для Достоевского «единым источником жизни».
↑ А.П. Чехов. Рассказ «Студент»
Студент, переживающий уныние, вдруг постигает «связь времен» и осознает, что «правда и красота» составляли «главное в человеческой жизни». Это осознание наполняет его «невыразимо сладким ожиданием счастья, неведомого, таинственного счастья». Чехов показывает, что счастье — это не всегда внешнее благополучие, а духовное усилие, позволяющее увидеть и удержать прекрасное мгновение.
↑ Ложное счастье и трагедия праздности
Русская литература изобилует примерами того, как погоня за внешним, материальным успехом или, наоборот, пассивное ожидание счастья приводят к нравственной деградации и опустошению.
Материалы для аргументации:
↑ И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Обломов стремится к «невозмутимому покою, квиетизму, обломовщине». Его идеал счастья — «жизнь в деревне в кругу семьи, друзей — рай», наполненный покоем и романтичностью, но без суетности и труда. Однако праздность и бездействие влекут за собой духовную смерть. Из-за неспособности к деятельности и нежелания трудиться Обломов не выдержал испытания любовью. Его «счастливое» затухание в полной пассивности в конце романа глубоко трагично, поскольку означает гибель всех его творческих сил.
↑ А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Крыжовник»
- В «Ионыче» доктор Старцев (Ионыч) демонстрирует деградацию человека, который утратил способность любить и сделал смыслом жизни страсть к наживе. Его жизнь стала пустой и бездуховной, что является антиподом счастья.
- В рассказе «Крыжовник» Чехов устами Ивана Иваныча призывает к активности и отрицает пассивное, эгоистичное счастье. Герой заявляет, что «счастья нет и не должно его быть» в смысле личного благополучия; «смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Чехов вводит образ «человека с молоточком», который должен «постоянно напоминать бы стуком, что есть несчастные». Это опровергает возможность счастья, построенного на молчании и несчастье других.
↑ А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
↑ Счастье в борьбе, свободе и служении
Для многих героев, напротив, счастье неразрывно связано с волей, деятельностью и служением общественным идеалам.
Материалы для аргументации:
↑ А.С. Пушкин. Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»
↑ Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасов ищет ответ на главный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Через образы помещиков, попа и крестьян он приходит к выводу, что счастливых на Руси нет среди господствующих слоев.
Истинное счастье олицетворяет Гриша Добросклонов, для которого счастье заключается в борьбе за свободу и народное дело. Его песня «Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!» становится ответ-формулой всей поэмы.
Таким образом, счастье связывается с гражданским долгом и самопожертвованием ради блага других.
↑ И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Образ Андрея Штольца
Штольц — антипод Обломова, для которого труд является «образом, содержанием, стихией и целью жизни». Он утверждает, что настойчивость в достижении целей — это признак характера.
Штольц достигает семейного счастья с Ольгой, но Гончаров не закончил романа счастливым эпилогом, показывая, что семейное счастье Штольцев, ограничивающее круг их интересов целями личного преуспения, не удовлетворяет Ольгу. Это говорит о том, что даже деятельное счастье должно быть связано с более высокими, не эгоистичными целями.
↑ Любовь как источник высшего счастья и трагедии
Любовь в литературе часто выступает как наивысшее счастье, но она же может стать источником глубоких страданий и трагедии.
Материалы для аргументации:
↑ Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
Счастье любви является высшей ценностью. Пьер и Наташа достигают счастливой семейной жизни и гармонии.
Княжна Марья отвергает Анатоля, но находит счастье в любви и самопожертвовании (сначала в заботе о Бурьен, а затем в браке с Николаем Ростовым), что является ее «призванием».
↑ Ф.И. Тютчев. Стихотворения «О, как убийственно мы любим...» и «Предопределение» (Контекст)
Тютчевская лирика показывает роковой смысл любви. Любовь, в которой «сильный ищет спасения у слабой», часто приводит к тому, что сердце женщины, как более нежное, неизбежно должно «изныть» и погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль и предрассудки могут втоптать в грязь то, что «в душе ее цвело» (женщины). Это демонстрирует, что любовь, даже истинная, может принести человеку несчастье, если она не соответствует общественным нормам или оказывается «беззаконием».
↑ И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
Творчество И.А. Бунина, особенно в рассказе «Господин из Сан-Франциско», раскрывает критическую позицию автора по отношению к иллюзорности и кратковременности земного счастья, основанного на материальном благополучии.
Бунин использует притчевый характер повествования, чтобы показать духовную скудость современного буржуазного человека, который сводит сложные явления жизни к простому благополучию. В сознании такого героя нет места мысли о неизбежности конца, а его мир чувств поразительно беден. В погоне за наслаждениями, господин из Сан-Франциско ставит в один ряд такие разнородные вещи, как древние памятники, молитву «Miserere» и любовь молодых неаполитанок.
Смерть в рассказе выступает как главный разоблачитель лжи и порока этой цивилизации. При этом автор прибегает к важному художественному приему — сближению высокого и низкого, где по-настоящему значительное превращается в ничтожное (смерть — в досадное происшествие).
Иллюзию счастья на борту корабля «Атлантида», символизирующего близкий конец цивилизации, поддерживала, казалось бы, изысканная влюбленная пара, которая «не скрывала своего счастья». Однако, как знал только командир, «эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги» и постоянно плавает на разных судах.
Этот эпизод подчеркивает, что даже счастье, выставленное напоказ в мире материального расчета, может быть ложью, купленной за деньги.
Как использовать материал в итоговом сочинении: Используйте примеры Толстого как доказательство того, что любовь — это высшая форма счастья и гармонии. Примеры из Тютчева и Бунина показывают трагическую сторону любви, ее зависимость от общественной морали и ее уязвимость в мире, где счастье можно купить.
↑ Темы и аргументы для итогового сочинения. Таблица
| Темы ИС | Тезис | Произведение и герои |
| Что делает человека подлинно счастливым? | Подлинно счастливым человека делает духовное развитие, добродетель, преодоление эгоизма, единство с людьми. | Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов: счастье — «наслаждение делать добро». |
| Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? | Ложное счастье, основанное на пассивности или эгоизме, трагично и обречено. | А.П. Чехов, «Крыжовник». Идея «человека с молоточком», напоминающего о несчастных. |
| Что мешает человеку быть счастливым? | Пассивность, отсутствие цели, стремление к материальной выгоде и эгоизм. | И.А. Гончаров, «Обломов». И.И. Обломов: праздность и «обломовщина» ведут к гибели таланта и духовной смерти. |
| Счастье или страдание? | Любовь является высшим счастьем, но может быть трагичной и разрушительной в дисгармоничном мире. | Ф.И. Тютчев. Любовь как «поединок роковой», в котором нежное сердце гибнет. |
| Кого можно считать счастливым человеком? | Того, кто нашел свое предназначение в борьбе за общественное благо и свободу. | Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов: счастье — в служении народу. |
| Счастье в воле и покое. | Счастье — это внутреннее состояние, требующее ухода от суетности мира и обретения душевной свободы. | А.С. Пушкин, «Пора, мой друг, пора!». «На свете счастья нет, но есть покой и воля». |
| В чем счастье семьи? | Счастье семьи в духовном родстве, воспитании детей и верности. | Л.Н. Толстой, «Война и мир». Семейное счастье Пьера и Наташи. |
«Итоговое на ЗАЧЁТ» (113 ключевых фрагментов из 41 произведения русской литературы);
«300+ аргументов к итоговому сочинению» (более 300 развернутых литературоведческих анализов).
