Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Теория и практика.

umschool

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2023-2024. Теория и практика. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами)

Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

!!! Подробнее о логико-смысловых отношениях между предложениями можно узнать из нашего пособия: "АНАЛИЗ ТЕКСТА"


Формулировка задания 25 (ЕГЭ 2024)


Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание.Обратите внимание на формулировку: как правило, необходимо найти предложение, связанное с предыдущиМ, какими-либо средствами связи.
2) Выберите из названных в задании средств связи то, которое будет легче всего искать, и выпишите номера предложений.
3) В уже отобранных предложениях найдите (при необходимости) второе средство связи.

Теория для задания 25

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. 

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. 

В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени) 

Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике 

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим. 

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. 

Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… 

В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… 

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей. 


Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями: 


Лексические 

  • Слова одной и той же тематической группы 
  • Повторы слов 
  • Синонимы (в том числе контекстные) 
  • Антонимы (в том числе контекстные)

Морфологические 

  • Сочинительные союзы 
  • Местоимения (личные, указательные и притяжательные) 
  • Числительные (порядковые и собирательные) 
  • Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) 
  • Видовременные формы глаголов 

Синтаксические средства:

  • Порядок слов 
  • Параллелизм строения предложений 
  • Использование вводных слов и словосочетаний 
  • Парцелляция 

Лексические средства

Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения. 

Пример: 

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора. 

Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания. 

Примеры: 

Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. 

Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта. 

Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. 

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. 

Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.). 

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. 

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. 

Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

Морфологические средства связи

Сочинительные союзы 
Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) 
Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) 
Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) 
Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) 
Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) 
Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть)) 

Местоимения
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. 
Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). 
Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). 
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) 
Примеры: 
Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой. 


Числительные (порядковые и собирательные) 
Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро) 
Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый) 
В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. 


Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) 
Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) 
Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) 
Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда) 


Видовременные формы глаголов 
Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят. 
Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин). 

Синтаксические средства 

Порядок слов 

Обычно рема первого предложения становится темой последующих. 

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (Д. Лихачёв) Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца. 

Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений. 

Пример: Использование вводных слов и словосочетаний 


Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др) 


Группы вводных слов по значению: 
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) 
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 
3. Связь мыслей, последовательность изложения 
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 
4. Источник сообщения 
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 
5. Приемы и способы оформления мыслей 
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 
7. Оценка меры того, о чем говорится 
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 
8. Степень обычности сообщаемого 
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 
9. Выражение экспрессивности высказывания 
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 


Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.  

Трудности и ошибки при выполнении задания 25:

Наиболее частотными ошибками при выполнении задания 25 являются:
  • неправильное определение самих языковых средств связи (неразличение личных и притяжательных местоимений, однокоренных слов и форм одного и того же слова и т.д.);
  • неправильное определение слова или конструкции как средства связи (выбранные экзаменуемыми конструкции подходят под указанные языковые явления, но не являются средствами связи соседних предложений в тексте – устанавливают связь либо внутри предложения, либо на уровне текста, но не между соседними предложениями);
  • ориентация только на часть указанных средств связи предложений в тексте;
  • нарушение границ предложений в указанном диапазоне;
  • выделение в качестве правильного ответа, помимо предложения, в котором присутствует искомое средство связи, дополнительного предложения, в котором нет нужного средства связи.
Учитывайте тот факт, что союз, наречие, местоимение не обязательно используется в качестве средства связи. Лексическая единица становится средством связи, когда соотносится с каким-либо словом в предыдущем предложении/у единицы появляется функция соединения, противопоставления и др./связывает по смыслу два предложения.
Не путайте между собой лексический повтор, форму одного и того же слова и однокоренные слова. Стол стоял в комнате. Стол был уставлен разными блюдами. (лексический повтор)
Стол (И.п.) стоит в комнате. На столе лежат приборы. (П.п.). (формы слов)
Стол стоит в комнате. На нем столовые приборы. (однокоренные слова)
К сложностям можно отнести грамматическую омонимию:
  1. (нет) травЫ (сущ. в Р.п.) - (ароматные) трАвы (сущ. во мн.ч)
  2. Стол (сущ. И.п.) стоял в комнате. Я увидел стол (сущ.В.п.) посередине комнаты.
  3. Это была ЕГО (притяжательное местоимение) комната. Я увидела ЕГО (личное местоимение в В.п.) в комнате. (следует различать притяжательные местоимения и личные местоимения)
Несмотря на то что слова выглядят идентично, нельзя сказать, что используется такой прием, как лексический повтор! 

Все об анализе текста:

Практика

Материалы для подготовки к ЕГЭ:
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent