Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2023-2024. Теория и практика. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами)
Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Содержание:
↑ Формулировка задания 25 (ЕГЭ 2024)
↑ Алгоритм выполнения
1) Внимательно прочитайте задание.Обратите внимание на формулировку: как правило, необходимо найти предложение, связанное с предыдущиМ, какими-либо средствами связи.2) Выберите из названных в задании средств связи то, которое будет легче всего искать, и выпишите номера предложений.
3) В уже отобранных предложениях найдите (при необходимости) второе средство связи.
↑ Теория для задания 25
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.
При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.
В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)
Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике
Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор.
Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…
В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…
Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:
Лексические
- Слова одной и той же тематической группы
- Повторы слов
- Синонимы (в том числе контекстные)
- Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические
- Сочинительные союзы
- Местоимения (личные, указательные и притяжательные)
- Числительные (порядковые и собирательные)
- Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)
- Видовременные формы глаголов
Синтаксические средства:
- Порядок слов
- Параллелизм строения предложений
- Использование вводных слов и словосочетаний
- Парцелляция
↑ Лексические средства
Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.
Пример:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.
Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.
Примеры:
Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.
Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.
Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.
Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.
Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.
Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.
Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.
Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
↑ Морфологические средства связи
Сочинительные союзыСоединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)
Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)
Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)
Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)
Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)
Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Местоимения
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.
Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).
Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)
Примеры:
Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)
Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)
В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.
Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)
Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят.
Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин).
↑ Синтаксические средства
Порядок словОбычно рема первого предложения становится темой последующих.
Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (Д. Лихачёв) Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.
Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений.
Пример: Использование вводных слов и словосочетаний
Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)
Группы вводных слов по значению:
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.
↑ Трудности и ошибки при выполнении задания 25:
Наиболее частотными ошибками при выполнении задания 25 являются:- неправильное определение самих языковых средств связи (неразличение личных и притяжательных местоимений, однокоренных слов и форм одного и того же слова и т.д.);
- неправильное определение слова или конструкции как средства связи (выбранные экзаменуемыми конструкции подходят под указанные языковые явления, но не являются средствами связи соседних предложений в тексте – устанавливают связь либо внутри предложения, либо на уровне текста, но не между соседними предложениями);
- ориентация только на часть указанных средств связи предложений в тексте;
- нарушение границ предложений в указанном диапазоне;
- выделение в качестве правильного ответа, помимо предложения, в котором присутствует искомое средство связи, дополнительного предложения, в котором нет нужного средства связи.
Стол (И.п.) стоит в комнате. На столе лежат приборы. (П.п.). (формы слов)
Стол стоит в комнате. На нем столовые приборы. (однокоренные слова)
- (нет) травЫ (сущ. в Р.п.) - (ароматные) трАвы (сущ. во мн.ч)
- Стол (сущ. И.п.) стоял в комнате. Я увидел стол (сущ.В.п.) посередине комнаты.
- Это была ЕГО (притяжательное местоимение) комната. Я увидела ЕГО (личное местоимение в В.п.) в комнате. (следует различать притяжательные местоимения и личные местоимения)