"Совесть", "раскаяние" и "вина" в русской литературе: аргументы для итогового сочинения

Проблема совести, раскаяния и вины является ключевой в русской литературе, особенно в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Писатели-классики исследовали природу преступления не только как юридического, но и как нравственного акта, доказывая, что совесть – это высший, внутренний судья, а раскаяние – единственный путь к духовному возрождению.

Вина как психологическое наказание и путь к саморазрушению

В произведениях Достоевского наказание начинается задолго до того, как человека осудит суд людской. Вина мгновенно разрывает связь преступника с миром, обрекая его на мучительное одиночество и внутреннюю борьбу.

Материалы для аргументации:

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

  • Преступление и вина. Родион Раскольников совершает убийство, руководствуясь «бесчеловечной теорией» о праве «великих людей» на «кровь по совести». Он хотел узнать, «тварь ли ... дрожащая или право имеет…». Однако теория терпит крах, когда топор обрушивается на кроткую сестру старухи, Лизавету. Эта невинная жертва становится «немым укором» герою и символически связывается с Соней. Убив Лизавету, он «убивает» и самого себя, «собственную душу».

  • Внутреннее наказание. Сразу после преступления Раскольников испытывает «мучительное, бесконечное уединение и отчуждение». Он ощущает, «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Пять частей романа посвящены «духовно-психологическому наказанию» и «постепенному изживанию» вины.

  • Совесть как судья. Совесть мучает Раскольникова в виде кошмаров, галлюцинаций. Его внутренний монолог постоянно отражает борьбу и «душевное состояние... как непосредственный поток чувств». Внешним выражением пробуждающейся совести становится мещанин, который прямо в лицо называет его «убивец».

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Угрызения совести

  • Толстой утверждает, что «источник блаженства не вне, а внутри нас».

  • Поиск смысла жизни героями, такими как князь Андрей, связан с осознанием и преодолением эгоистических стремлений: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь».

В. Быков. Повести «Сотников», «В тумане»

  • Герои Быкова сталкиваются с «быковской ситуацией» — роковым, тупиковым выбором между жизнью и смертью.

  • Сотников «предпочел по совести „уйти из этого мира“, чем оставаться в нем ценой отказа от совести».

  • Сущеня «кончает с собой», потому что «Жить по совести, как все, на равных с людьми, он больше не мог, а без совести не хотел».

Как использовать материал в итоговом сочинении: Используйте трагедию Раскольникова, чтобы доказать, что вина — это прежде всего внутреннее наказание, которое начинается до суда и ведет к саморазрушению. Примеры Быкова идеально подходят для тем о нравственном выборе и невозможности жить без совести.


Раскаяние и искупление: путь через страдание и любовь

Раскаяние в русской литературе рассматривается не как формальное признание вины, а как глубокий духовный перелом, который возможен только через страдание и христианскую любовь.

Материалы для аргументации:

Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

  • Соня является «светлым двойником» Раскольникова и воплощением христианского идеала смирения. Она «преступила» нравственную норму, но ее сердце осталось чистым, поскольку она сделала это из «ненасытимого сострадания» к ближнему.

  • Она призывает Раскольникова «страдание принять и искупить себя им». Вера в Бога дает ей силу: «Что ж бы я без Бога-то была?».

  • Любовь Сони становится решающей силой в «духовном возрождении» Раскольникова. Она следует за ним на каторгу, где ее сострадательная любовь «воскрешает» его.

  • Подлинное раскаяние приходит к Раскольникову только на каторге, после болезни и «сна о трихинах», который символизирует «крушение идеи». Он берет в руки Евангелие, что символизирует его вступление на «путь покаяния и духовного возрождения».

Покаяние и милосердие (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

  • Сюжет романа строится на принципе: «Береги честь смолоду».

  • Хотя Гринев не нарушал присяги, он готов принять обвинение на себя, чтобы не «впутывать имя Маши». Он ищет утешения в молитве: «впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул».

  • Искупление Гринева совершается через милосердие (Екатерина II прощает его) и самоотверженную любовь (Маша спасает его от суда).

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

  • Молодой чиновник, шутивший над Башмачкиным, «вдруг осознал всю жестокость и низость происходящего» и «содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья». Это мгновенное раскаяние подтверждает, что совесть — это «инстинкт истины».

  • Пример «значительного лица» показывает, что угрызения совести можно заглушить: узнав о смерти Башмачкина, он почувствовал вину, но отправился на светский вечер и «развеселился».

Как использовать материал в итоговом сочинении: Используйте образы Сони и Раскольникова для тем, связанных с раскаянием и прощением. Раскаяние Достоевского — это всегда «великий будущий подвиг». Пример «значительного лица» и молодого чиновника из «Шинели» поможет в темах о бесчеловечности и ответственности за чужую боль.


Трагедия нераскаявшейся вины и нравственная вседозволенность

Литературные герои, которые отказываются от раскаяния или пытаются обмануть совесть, обречены на духовную гибель.

Материал для аргументации:

Аркадий Иванович Свидригайлов (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

  • Свидригайлов — «темный двойник» Раскольникова, воплощающий идею вседозволенности. Он «преступает все нравственные законы».

  • Свидригайлов также мучается «угрызениями совести», которые проявляются в виде галлюцинаций — к нему «приходить» Марфа Петровна, а накануне самоубийства он видит кошмар о девочке, над которой он надругался.

  • В отличие от Раскольникова, «жизненные принципы» Свидригайлова не оставляли надежд на «душевное воскрешение». Самоубийство Свидригайлова — «закономерный» итог его жизни, доказывающий, что «вседозволенность лишает человека свободы воли» и ведет к «душевному краху».

Борис Годунов (А.С. Пушкин, «Борис Годунов», контекст)

  • Царь Борис Годунов, виновный в убийстве царевича Димитрия, испытывает «муки нечистой совести». Он завидует чистой душе Курбского.

  • Он пытается обмануть совесть и найти оправдание своим злодеяниям, лицемеря перед Курбским: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!».

  • «Народное мнение» выражает Юродивый, который обращается к царю со страшными словами: «Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

Иудушка Головлев (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

  • Порфирий Головлев (Иудушка) воплощает «праздность, пустословие, лицемерие». Его жизнь наполнена «духовными страданиями», и он «умер от умеренности» в опустошающей атмосфере головлевского дома. Его вина — в бездействии, равнодушии и лицемерии, что приводит к «умертвиям» в его роду.

Как использовать материал в итоговом сочинении: Свидригайлов является сильным аргументом против утверждения, что можно обмануть совесть. Его трагический финал доказывает, что безнаказанность ведет к гибели личности. Примеры Годунова и Иудушки подходят для тем, где нужно показать, как лицемерие и отсутствие раскаяния разрушают душу и приводят к нравственной деградации.


Таблица: Тезисы и аргументы из литературы

ТемаТезисПример из литературы
Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
Внутренние муки, одиночество и самоосуждение становятся невыносимым наказанием, которое начинается до суда.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Раскольников испытывает «мучительное, бесконечное уединение»; его наказание — это «духовно-психологическое наказание».
Как Вы понимаете слово «совесть»?
Совесть — это нравственный закон, инстинкт истины, который даже в состоянии греха заставляет человека страдать.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Раскольников совершает добрые дела, несмотря на теорию.
Как связано раскаяние с прощением?
Истинное раскаяние (через страдание и любовь) ведет к прощению и духовному воскресению.
Соня Мармеладова и Раскольников. Их «воскресила любовь». Соня призывает: «страдание принять и искупить себя им».
Может ли измениться тот, кто однажды преступил закон?
Изменение возможно при условии отказа от гордости и принятия пути страдания и веры.
Раскольников «не раскаивается» вначале, но на каторге «воскресает», принимая Сонину веру.
Почему человек идёт на преступления, зная о наказании?
Преступление часто совершается под влиянием «книжных мечтаний» и ложных теорий, но рассудок героя «смущен и раздражен».
Теория Раскольникова о праве «перешагнуть через кровь».
Согласны ли Вы с утверждением, что предательство губительно для самого предателя?
Отказ от нравственных принципов и вседозволенность неизбежно приводят к духовной пустоте и гибели.
А.И. Свидригайлов, который, не найдя моральных якорей, совершает самоубийство, не выдержав внутренней пустоты.




Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent