В. Солоухин «Мститель» А маленький герой рассказа «Мститель» смог побороть гнетущее чувство мести. Великодушному человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Обиженный мальчик, глядя на приятеля Витьку, который ударил его предательски по спине, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и от этого решения ему стало легко. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает в первую очередь его самого. Герой рассказа сумел сохранить добрые отношения с приятелем и при этом сохранить чувство достоинства.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: в романе месть привела к трагедии – был убит молодой поэт Ленский. Главный герой на именинах Татьяны Лариной испытывает крайнюю степень неловкости и досады, видя смущение и смятение девушки, признавшейся ему в любви. Во всем Онегин винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, он вызвал соперника на дуэль, а отказ для Евгения равносилен поражению. Итогом ссоры становится смерть молодого поэта. Пушкин говорит о том, что Ленский пал «несчастной жертвой» мелочной и глупой мести. Онегин испытывает чувство вины, но обратного пути нет.
Идеалом же великодушия в этом произведении является образ Татьяны. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она поступилась своей любовью ради сохранения семейного благополучия и чести мужа. Героиня отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.
Последствия мести. Месть как требование справедливости. Аргумент к итоговому сочинению/ сочинению из трагедии Шекспира "Гамлет"
В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.
А.С. Пушкин «Выстрел»: о том, что нельзя месть делать смыслом своего существования говорит и А.С. Пушкин. Это опасное, разрушающее чувство, которое не приносит человеку радости жизни. В повести рассказывается о таком человеке, который долгое время жил с мечтой о мести. Сильное мстительное чувство сжигало изнутри и иссушало душу Сильвио. Из-за этого он трудно уживался с людьми. Он ждал подходящего момента, чтобы отомстить своему недругу, но, когда час мести настал, Сильвио не стреляет в графа. Он удовлетворён тем, что видит в глазах обидчика отчаяние и страх. Вскоре Сильвио погибает на войне.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Он был влюблен в княжну Мери, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную кокетку, подстегнув её самолюбие наигранной холодностью и равнодушием. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Он обвинил его в том, что Григорий совращает Мери. Естественно, Печорин вызывал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и выставить соперника посмешищем. Но Григорий раскрыл обман, и жертвой стал именно Грушницкий. Ничего не добился он своей местью, кроме собственной смерти.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее Толстогоглавному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость.
Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни - то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.
Нужно ли мстить врагу? Великодушие как отказ от мести.
Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?
Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка».
Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.
Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?
Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Месть общества несогласному.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, узнав, что против него «водяное общество» составило заговор, печально спрашивает себя, почему все ненавидят его. Причины этой ненависти известны: зависть и уязвленное самолюбие серой толпы, которая встречается с чем-то необычным, исключительным. В ее глазах Чацкий – «карбонари» и опасный человек. Онегин – «опаснейший чудак»… Печорин становится врагом посредственности, потому что живет по своим принципам, а не по тем правилам, которые ему навязывает общество.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Зависть и месть.
Вероятно, нет на свете людей, которые никому и никогда не завидовали. Это чувство досады, вызванное благополучием другого, разрушает человека. Обычно люди привыкли либо скрывать зависть, либо бороться с ней, однако главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открыто заявляет, что завидует. Печорин не стремиться бороться со своими эмоциями, наоборот, он их подпитывает. Встретив в Пятигорске своего знакомого Грушницкого, Григорий отмечает, что молодой юнкер вызывает у него неприязнь. Возможно, именно поэтому влюбленность Грушницкого в Мери и ее ответные реакции заставляют офицера завидовать. Печорин делает все, чтобы Грушницкий проиграл в битве за сердце молодой девушки. Движет им отнюдь не любовь к Мери и не личные счеты со старым товарищем, он просто считает себя лучше Грушницкого, поэтому не может смириться с счастьем последнего. Зависть толкает его на ужасные поступки: он влюбляет в себя, а затем отталкивает молодую княжну, разбивая своими словами ей сердце, и убивает на дуэли юнкера. Из этой истории можно сделать такой вывод: зависть не может привести ни к чему хорошему, осознав в себе это чувство, нужно приложить силы, чтобы бороться с ним, иначе оно может толкнуть человека на ужасные деяния.
Л.Н. Толстой "Война и мир".Великодушие, отказ от мести. Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу.
Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.