Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024-2025. Теория и практика. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами)
Чтобы выполнить 26 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Содержание:
↑ Формулировка задания 26 (ЕГЭ 2025)
↑ Алгоритм выполнения задания 26
1) Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на формулировку: как правило, необходимо найти предложение, связанное с предыдущим, какими-либо средствами связи.2) Выберите из названных в задании средств связи то, которое будет легче всего искать, и выпишите номера предложений.
3) В уже отобранных предложениях найдите (при необходимости) второе средство связи.
↑ Теория для задания 26
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.
При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.
В качестве средств связи могут выступать союзы. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени). Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике
Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…
Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Связь между предложениями может осуществляться благодаря лексическим (например, повторы слов, синонимы, антонимы), морфологическим (например, союзы, местоимения и т.д) и синтаксическим (например, использование вводных слов/конструкций) средствам связи.
↑ Лексические средства
Лексический повтор – повтор слова в абсолютно одинаковой форме.
Примеры: 1) Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. 2) Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.
Важно!- Повторяться должно слово в одной и той же форме.
- Повторяющееся слово должно выступать именно как средство связи.
- Повторяющимися словами могут быть только слова самостоятельных частей речи, включая местоимения (они – они).
Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. (Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.).
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.
Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. (Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.)
Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
Важно!- Контекстные синонимы и антонимы – это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи.
- Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, Вася и Коржик (кличка Васи).
↑ Морфологические средства связи
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ- Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)
- Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)
- Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)
- Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)
- Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)
- Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.
- Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).
- Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).
- Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)
Пример: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (ПОРЯДКОВЫЕ И СОБИРАТЕЛЬНЫЕ)
Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)
Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый) В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.
НАРЕЧИЯ (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)
Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)
Видо-временные формы глагола в качестве средства связи в задании 26 не рассматриваются!
↑ Синтаксические средства
Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)
Группы вводных слов по значению:- Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
- Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
- Связь мыслей, последовательность изложения. Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
- Источник сообщения. По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
- Приемы и способы оформления мыслей. Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
- Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание. Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
- Оценка меры того, о чем говорится. По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
- Степень обычности сообщаемого. По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
- Выражение экспрессивности высказывания. Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Синтаксический параллелизм, анафора, эпифора в качестве средств связи в задании 26 не рассматриваются!
↑ Трудные случаи. Особенности выполнения задания 26
- Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный ответ.
- Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».
- Учитывайте тот факт, что союз, наречие, местоимение не обязательно используется в качестве средства связи. Лексическая единица становится средством связи, когда соотносится с каким-либо словом в предыдущем предложении/у единицы появляется функция соединения, противопоставления и др./связывает по смыслу два предложения.
- Правильный ответ подразумевает наличие только указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи.
- Единство видо-временных форм глагола, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании 25 не рассматриваются / не учитываются.
- Не путайте следующие понятия: лексический повтор (в 25 задании под лексическим повтором подразумевается повтор слова в абсолютно одинаковой форме), использование форм(ы) слов(а) как средства связи и однокоренные слова.
- К сложностям можно отнести грамматическую омонимию ((пучок) травЫ (сущ. в Р.п.) - (ароматные) трАвы (сущ. во мн.ч); стол (сущ. И.п.) стоял в комнате - я увидел стол (сущ. В.п.) посередине комнаты; это была ЕГО (притяжательное местоимение) комната. Я увидела ЕГО (личное местоимение в В.п.) в комнате. Несмотря на то что слова выглядят идентично, нельзя сказать, что используется такой прием, как лексический повтор!
- Глаголы, причастия и деепричастия в задании 25 не используются.
- «Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.
- Личное местоимение только тогда является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения.
- Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение.
- Слово «им» может быть морфологическим омонимом (см. текст ниже). Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» - падежная форма личного местоимения «они», а в другом – падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова,
так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.
↑ Ошибки при выполнении задания 26:
Наиболее частотными ошибками при выполнении задания 26 являются:- неправильное определение самих языковых средств связи (неразличение личных и притяжательных местоимений, однокоренных слов и форм одного и того же слова и т.д.);
- неправильное определение слова или конструкции как средства связи (выбранные экзаменуемыми конструкции подходят под указанные языковые явления, но не являются средствами связи соседних предложений в тексте – устанавливают связь либо внутри предложения, либо на уровне текста, но не между соседними предложениями);
- ориентация только на часть указанных средств связи предложений в тексте;
- нарушение границ предложений в указанном диапазоне;
- выделение в качестве правильного ответа, помимо предложения, в котором присутствует искомое средство связи, дополнительного предложения, в котором нет нужного средства связи.