Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Теория и практика.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2023-2024. Теория и практика. Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами)

Чтобы выполнить 25 задание, необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи предложения служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

!!! Подробнее о логико-смысловых отношениях между предложениями можно узнать из нашего пособия: "АНАЛИЗ ТЕКСТА"


Формулировка задания 25 (ЕГЭ 2024)


Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на формулировку: как правило, необходимо найти предложение, связанное с предыдущиМ, какими-либо средствами связи.
2) Выберите из названных в задании средств связи то, которое будет легче всего искать, и выпишите номера предложений.
3) В уже отобранных предложениях найдите (при необходимости) второе средство связи.

Теория для задания 25

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. 

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. 

В качестве средств связи могут выступать союзы. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени). Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике 

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим. 

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… 

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей. 

Связь между предложениями может осуществляться благодаря лексическим (например, повторы слов, синонимы, антонимы), морфологическим (например, союзы, местоимения и т.д) и синтаксическим (например, использование вводных слов/конструкций) средствам связи.


Лексические средства

Лексический повтор – повтор слова в абсолютно одинаковой форме.

Примеры: 1) Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. 2) Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. 

Важно!
  1. Повторяться должно слово в одной и той же форме. 
  2. Повторяющееся слово должно выступать именно как средство связи. 
  3. Повторяющимися словами могут быть только слова самостоятельных частей речи, включая местоимения (они – они).

Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению. (Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд.). 

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. 

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. (Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.)

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

Важно!
  • Контекстные синонимы и антонимы – это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи. 
  • Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, Вася и Коржик (кличка Васи). 
Слова одной тематической группы в качестве средства связи в задании 25 не рассматриваются! 

Морфологические средства связи

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
  • Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) 
  • Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) 
  • Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) 
  • Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) 
  • Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) 
  • Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть)) 
МЕСТОИМЕНИЯ
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. 
  • Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). 
  • Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). 
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) 

Пример: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой. 

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (ПОРЯДКОВЫЕ И СОБИРАТЕЛЬНЫЕ)

Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро) 

Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)  В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. 

НАРЕЧИЯ (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) 

  • Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) 

  • Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) 

  • Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда) 

Видо-временные формы глагола в качестве средства связи в задании 25 не рассматриваются! 

Синтаксические средства 

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др) 

Группы вводных слов по значению: 
  • Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 
  • Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 
  • Связь мыслей, последовательность изложения. Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 
  • Источник сообщения. По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 
  • Приемы и способы оформления мыслей. Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 
  • Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание. Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 
  • Оценка меры того, о чем говорится. По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 
  • Степень обычности сообщаемого. По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 
  • Выражение экспрессивности высказывания. Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 

Синтаксический параллелизм, анафора, эпифора в качестве средств связи в задании 25 не рассматриваются! 

Трудные случаи. Особенности выполнения задания 25 

  • Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный ответ. 
  • Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».
  • Учитывайте тот факт, что союз, наречие, местоимение не обязательно используется в качестве средства связи. Лексическая единица становится средством связи, когда соотносится с каким-либо словом в предыдущем предложении/у единицы появляется функция соединения, противопоставления и др./связывает по смыслу два предложения.
  • Правильный ответ подразумевает наличие только указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи. 
  • Единство видо-временных форм глагола, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании 25 не рассматриваются / не учитываются.
  • Не путайте следующие понятия: лексический повтор (в 25 задании под лексическим повтором подразумевается повтор слова в абсолютно одинаковой форме), использование форм(ы) слов(а) как средства связи и однокоренные слова.
Лексический повтор как средство связи: мама - мама, он - он. Форм(ы) слов(а) как средство связи: мама – маму; он – его. Однокоренные слова: Стол стоит в комнате. На нем столовые приборы. 
  • К сложностям можно отнести грамматическую омонимию ((пучок) травЫ (сущ. в Р.п.) - (ароматные) трАвы (сущ. во мн.ч); стол (сущ. И.п.) стоял в комнате - я увидел стол (сущ. В.п.) посередине комнаты; это была ЕГО (притяжательное местоимение) комната. Я увидела ЕГО (личное местоимение в В.п.) в комнате. Несмотря на то что слова выглядят идентично, нельзя сказать, что используется такой прием, как лексический повтор! 
  • Глаголы, причастия и деепричастия в задании 25 не используются.
  • «Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.
  • Личное местоимение только тогда является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения. 
(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора.
  • Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение.
(11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны (правильным ответом будут предложения 12 и 15)
  • Слово «им» может быть морфологическим омонимом (см. текст ниже). Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» - падежная форма личного местоимения «они», а в другом – падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова,
    так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.
И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем...

Ошибки при выполнении задания 25:

Наиболее частотными ошибками при выполнении задания 25 являются:
  • неправильное определение самих языковых средств связи (неразличение личных и притяжательных местоимений, однокоренных слов и форм одного и того же слова и т.д.);
  • неправильное определение слова или конструкции как средства связи (выбранные экзаменуемыми конструкции подходят под указанные языковые явления, но не являются средствами связи соседних предложений в тексте – устанавливают связь либо внутри предложения, либо на уровне текста, но не между соседними предложениями);
  • ориентация только на часть указанных средств связи предложений в тексте;
  • нарушение границ предложений в указанном диапазоне;
  • выделение в качестве правильного ответа, помимо предложения, в котором присутствует искомое средство связи, дополнительного предложения, в котором нет нужного средства связи.

Все об анализе текста:

Практика

Материалы для подготовки к ЕГЭ:
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent