Содержание:
↑ Типы ошибок, связанные с пониманием проблемы:
- Ошибки, связанные с неумением понимать смысл прочитанного, выделять главное, отличать тему от проблемы. (см. статью "К1. Проблема в тексте ЕГЭ")
- Ошибки, связанные с неумением формулировать проблему. Такое происходит, когда ученик знает, о чем писать, но не знает, как это правильно сформулировать. (См. пособие "Учимся формулировать")
↑ Сужение проблемы
Сужение проблемы - это перевод проблемы в план сюжета. Например: Автор размышляет о поведении героя текста. / Автор посвящает текст предательству друга и т.п.Как правило, в таких случаях проблема сформулирована в Р.п.:
Примеры сужения проблемы:
- «Автор посвящает свой текст проблеме осени»;
- «Автор в своем тексте поднимает проблему Москвы»;
- «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии».
↑ Неоправданное расширение проблемы
Часто расширение проблемы связано с тем, что экзаменуемый не различает «тему» и «проблему». Тема - это направление мысли, то о чем текст (природа – это тема, а отношение человека к природе – это проблема).Например, автор пишет о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать.
Примеры расширения проблемы:
- «Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»;
- «Случай, который показывает нам Н. Воробьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»;
- «О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима».