Тест ориентирован на внимание и способность найти исключения из правил.
Содержание:
↑ Задания 1-3
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3) ... ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды для населения планеты.
Задание 1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая.
2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, ученые предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения.
3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтернативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной.
4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах, в десять раз меньше растворенных веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды.
5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной.
Задание 2
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива. Продовольственные запасы. Неприкосновенный запас.
2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых.
3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу, функционирование чего-л. Запас прочности. Запас сил.
4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющихся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний.
5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом.
6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилизации. Запас вооружённых сил. Уволить в запас.
↑ Задания 4 - 21
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кровоточАщий
вклЮчишь
крАлась
щавЕль
чЕрпать
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
После ИНФОРМАТИВНОЙ беседы с научным руководителем студент написал отличную курсовую работу.
ФАКТИЧЕСКОЕ изложение материала – было его сильной стороной на конференции.
В нашей деревне много комаров, поскольку рядом протекает БОЛОТИСТАЯ речка
Когда мы принимали решение, то учитывали не только внешние характеристики машины, но и ВЫГОДНОСТЬ условий кредитования.
К Новому году по всему городу поставили замечательные ЛЕДЯНЫЕ скульптуры.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.
В феврале он купил два совсем неплохих портрета конца восемнадцатого века и теперь подгонял под них внутренний интерьер столовой.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Около СЕМИСОТ участников
ЕЗДИ аккуратно
ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко
Нет БРЕЛОКА
Не ПРОРОНЯЯ ни слова
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Неправильное употребление предлога Б) Нарушение в построении предложения с приложением. В) Ошибка в построении предложения с однородными членами. Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Д) Ошибка в построении сложного предложения. | 1. Свет пятнами лежал на листьях акаций, у прожекторов летали мошкара, вокруг нас шумели нарядные молодые люди, жизнь была теплой и славной в тот вечер. 2. Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом. 3. В 1958 году в городе Тула был установлен памятник Вересаеву, а в 1992 году был открыт музей писателя. 4. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 5. Спустя два года после возвращения из Кавказа Лермонтова повезли в Москву и стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. 6. В прошлом году нашу школу окончил сорок один ученик. 7. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 8. Благодаря отцу, серьезно занимающемуся спортом, он любил футбол и плавать. 9. Преподаватель сказал мне то, что я не готов к занятию. |
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) замирание, равнодушный, поднимаясь
2) стихотворение, горчинка, опираясь
3) сочетание, ровесник, роса
4) запирать, промокашка, неразбериха
5) прилагательное, покоситься, гордиться
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение
2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут
4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант
5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Сгущ..нка, выкорч..вка
2) юрод..вый, гуттаперч..вый
3) продл..вать, выхухол..вый
4) болот..стый, обур..вать
5) дра..ть, раскашл..ться
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) брезж..щий, движ..щий
2) опостыл..ть, (он) высп..тся
3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка)
4) обессил..ть (от усталости), движ..мый
5) кле..вший, слыш..мый
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сериал был настолько длинным и скучным, что Иван (НЕ)ДОСМОТРЕЛ его до конца.
Я слушал его и думал: неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти (НЕ)ПОДОБАЮЩИЕ ему речи?
Вскоре все перестали слушать учителя, так как он говорил совсем (НЕ)ПОНЯТНО.
Мальчик мастерил что-то из ракушек, ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ вокруг.
(НЕ)СПРАВЕДЛИВЫ разве меры, принятые для укрепления дисциплины?
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Враг (НА)ОТРЕЗ отказался идти (НА)МИРОВУЮ.
Он надел фуражку (НА)БОК и (БЕЗ)УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты.
Мы (ВО)ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО)ЛАТЫНИ.
Партия была сыграна (В)НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В)СЛЕПУЮ
Ребята во ЧТО(БЫ) то ни стало решили одержать победу и играли так, КАК(БУДТО) от результатов зависела их жизнь.
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка(8)ое поноше(9)ое платье.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро.
2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда.
3) Вещи были уложены и делать было нечего.
4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук.
5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё.
Задание 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки.
Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Быть классиком – (1) значит (2) стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
(5)Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.
Как нос Ковалева . Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
(А. Кушнер)
Задание 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На пожарной каланче (1), высота (2) которой достигала двадцати метров (3) , постоянно дежурил человек и высматривал (4), нет ли (5) где пожара.
Задание 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Этот яр (1) где живут барсуки (2) и ютятся белки (3) до того крут (4) что (5) когда взбираешься (6) туда (7) часто приходится на песке оставлять свою пятерню рядом с барсучьей.
Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
↑ Задания 22 - 26: автор текста А.А. Генис
(1)— Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, — говорил Оруэлл.
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я сходился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души.
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно.
(9)— Согласны ли вы на бессмертие, — спрашивал Гессе, — если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед?
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное — его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня.
(12)— Не надо лучше, — бормочу я под нос, — пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть.
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра.
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например — этот.
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, украшенной небьющимися — из-за тех же котов — игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом — наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал.
(24) Остановись мгновение, я выхожу. (Александр Александрович Генис)
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор всегда ненавидел прошлое.
2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас.
3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее.
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое.
5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предложении 9.
3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4.
5) Предложения 4-8 содержат повествование.
Задание 24
Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.
Задание 25
Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий)
Задание 26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В предложенном для анализа тексте А. Генис показывает свое отношение к прошлому, настоящему и будущему в разные периоды жизни, поэтому ведущим лексическим средством являются А____ («вчера», «завтра» в предложении 13, «вдоль», «поперёк» в предложении 23, «ненавижу», «люблю» в предложении 1)
Чтобы придать рассуждениям образности, автор прибегает к использованию тропа Б____: «нелепые глупости», «прохладный джаз».
Также автор использует такие синтаксические средства, как В_____(в предложениях 15-16, 21-22) и Г______ в предложениях 1, 5, 8, чтобы выделить наиболее важные мысли и максимально точно их выразить.
Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) противопоставление
6) парцелляция
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора
↑ Задание 27 - сочинение
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.