Я не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель – это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб.
Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.
Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, <...> роняли бы его достоинство.
(По Д.С. Лихачёву)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТРУД. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
2) ВЫПУСКАТЬ. Изготовив, подготовив, создав, пустить в обращение. В. изделие в продажу. В. новые товары. В. роман.
3) СЛУЧАЙ. То, что произошло, случилось, происшествие. С. из жизни.
4) СКРОМНЫЙ. перен. Небольшой, ограниченный, едва достаточный. С. заработок. Весьма с. результат.
5) ДОСТОИНСТВО. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) дешевИзна
2) мозАичный
3) дОсуха
4) черпАть
5) ерЕтик
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ
свыше ТРЁХСОТ человек
ДВУМЯСТА журналами
ПРИЛЯГТЕ на кровать
не ЕЗДИ туда
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) В просторной комнате с итальянским окном в течение двенадцати лет Н.М. Карамзин работал над «Историей государства Российского». 2) Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 3) По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений. 4) Батуми за последние годы сильно преобразился. 5) В рассказе И.С. Тургенева «Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором. 6) Он пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней. 7) С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма. 8) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. 9) Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе. |
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отв..рить (картофель), м..стерство, рит..рический
2) зерк..ло, пл..кучая (ива), прогр..ммировать
3) ч..твёртый, в..теран, эфф..ктивный
4) вост..ргаться, выр..стал, предст..вительный
5) выл..женный (в Интернет), изд..лека, симп..тичный
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не..добровать, и..биратель, бе..вкусный
2) с..автор, в..плотить, пр..изойти
3) пр..обрёл, пр..слушиваться, пр..школьный
4) вз..мать (налог), без..сходный, по..грать
5) по..солнечник, о..бросить, на..смотрщик
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) горош..нка, масл..це
2) передёрг..вая, заносч..вый
3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц
4) яблон..вый, плать..це
5) француз..кий, англо-рус..кий
1) сия..шь, закле..вший
2) потян..шься, воспева..мый
3) онеме..шь, ожида..мый
4) выстро..шь, сброш..нный
5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Можно только мчаться вперёд, (НЕ) ЗАМЕДЛЯЯ скорости.
2) Глядя на картину, ощущаешь, что всё дышит запахом ни разу (НЕ) КОШЕННОЙ травы.
3) В (НЕ) БОЛЬШОМ рассказе А.П. Чехова часто содержится целая человеческая жизнь.
4) (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.
5) Каждый сотрудник понимал, что он работал (НЕ) ВПУСТУЮ.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (В)ДАЛЕКЕ виднеются горы, которые, кажется, во ЧТО(БЫ) то ни стало пытаются достигнуть туч.
2) (НА)УТРО солнце взошло, и море стихло, БУД(ТО) стыдясь своего ночного разгула.
3) Жаворонок поёт, (ПО)ТОМУ что он ощущает своё назначение делать звонче мир (ВО)КРУГ.
4) Сестра опоздала ТАК(ЖЕ), как и все, (ПРИ)ЧЁМ на целый час.
5) В комнате, носившей название «секретной», (ПО)МИМО маленькой дверцы, не было ни других дверей, ни окон, (В)СЛЕДСТВИЕ чего освещалась она днём и ночью двумя газовыми лампами.
И.К. Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника-мариниста.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Именами древнегреческих и древнеримских богов называли большие и малые планеты.
2) Столярные работы выполняются или в специальных халатах или в комбинезонах или в фартуках.
3) В течение нескольких месяцев не работали ни театры ни музеи.
4) Различные миски и блюда ковши и рукомои светильники и кувшины украшали иногда надписями и покрывали глазурью.
5) Осыпался яблоневый цвет и всё дышало весной.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Крупнейшие музеи мира (1) показывая уникальные коллекции (2) гордятся (3) говорящими о непревзойдённом искусстве мастеров и высоком уровне культуры древних народов (4) шедеврами.
ЗАДАНИЕ 18. Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через четверть часа (1) когда (2) над нашими головами разразилась гроза и лес точно застонал от раскатов грома (3) у нас в балагане загорелся огонёк (4) свет (5) от которого (6) осветил наши лица.
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Анна Самойловна занималась тут же (1) и (2) если у неё не было урока (3) то она пускала ребят в класс (4) чтобы они порепетировали.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Влади́мир Андре́евич Фаво́рский – талантливый книжный иллюстратор. (2)Художник проиллюстрировал много литературных произведений, среди которых сочинения Пушкина, Шекспира, Да́нте, Гоголя. (3)Фаворский относился к иллюстрациям как учёный: он учитывал историю и культуру эпохи. (4)Так, оформление «Слова о полку Игореве» навеяно древнерусскими книгами: художником использованы бу́квицы и орнамент из древнерусских рукописных текстов. (5)А в рисунках к «Маленьким трагедиям» Пушкина герои застывают в театральных позах и олицетворяют собой главные чувства: страх, гнев, скорбь. (6)Фаворский деятельно участвовал в судьбе Родины: с 1914 по 1917 год художник сражался на фронтах Первой мировой войны, за храбрость был произведён в офицеры и награждён Георгиевским крестом, высшим военным орденом. (7)Художник вёл преподавательскую работу, читая лекции студентам и проводя консультации.
ЗАДАНИЕ 22.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) У Ивана Никифоровича <...> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Гоголь). Б) Мы выпили весь самовар. (С. Есенин) В) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин) Г) Неслыханное дело: Чинков! Просит! приема! У Фурдецкого! (О. Куваев) Д) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (С. Поделков) | 1) синтаксический параллелизм 2) риторический вопрос 3) метонимия 4) парцелляция 5) анафора 6) градация 7) аллитерация 8) литота 9) гипербола |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.
(5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают.
(6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.
– (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит.
(9)А народу такие мучения принимать... (10)Да с детишками...
(11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.
(12)Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:
– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась?
(15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.
– (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась?
(19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.
(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.
(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?
(29)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?
(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.
(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы... (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?
(По Г.Я. Бакланову*)
* Григорий Яковлевич Бакланов – советский и российский писатель и сценарист.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.
2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.
3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.
4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.
5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит описание действий.
2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.
3) В предложениях 20–22 представлено повествование.
4) Предложения 23–25 содержат описание.
5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 6 – 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 19 – 25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «В чем заключается бессмысленность войны?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.