Содержание:
↑ Часть 1. Изложение
Задание 1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Тексты и аудиозаписи изложений
↑ Часть 2. Тест
Прочтите текст и выполните задания 2-15
(1)Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцать—двенадцать лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое. (2)В этом легко убедиться, перелистав несколько книг из жизни беспризорных.
(3) Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. (4)Мы ругались и дрались, мы врали: то тетка, поехавшая в Оренбург за солью, потеряла нас по дороге, то мы были беженцами и шли к бабушке. (5)Мы выдавали себя за братьев — это производило трогательное впечатление.
(6) И все же мы не были беспризорниками. (7)Подобно капитану Гаттерасу (История была рассказана Петькой с такими подробностями, о которых не подозревал и сам Жюль Верн), мы шли вперед и вперед. (8)Мы шли вперед не только потому, что в Туркестане был хлеб, а здесь его уже не было. (9)Мы шли открывать новую страну — солнечные города, привольные сады. (10)Мы дали друг другу клятву.
(11)Как эта клятва помогала нам!
(12)Однажды, подходя к Старой Руссе, мы сбились с дороги и заблудились в лесу. (13)Я лег на снег и закрыл глаза. (14)Петька пугал меня волками, ругался, даже бил — все было напрасно. (15)Я не мог больше сделать ни шагу. (16)Тогда он снял шапку и бросил ее на снег.
(17)— Ты клятву давал, Санька! — сказал он. — Бороться и искать, найти и не сдаваться. (18)Значит, ты теперь клятвопреступник? (19)Сам говорил — клятвопреступник не получит пощады.
(20)Я заплакал, но встал. (21)Поздней ночью мы дошли до деревни. (22)Деревня была староверческая, но одна старушка все же приняла нас, накормила и даже вымыла в бане.
(23)Так от деревни к деревне, от станции к станции мы, к счастью, наконец добрались до Москвы. (24)Дорогой мы продали, променяли и проели почти все, что было взято с собой из Энска. (25)Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога был продан, помнится, за два куска студня.
(26)Непроданными остались только наши бумаги-клятвы, подписанные кровью «П.С.» и «А.Г.», и адрес Петькиного дяди, который должен был помочь нам добраться до Туркестана.
(По В. Каверину*)
Вениамин Александрович Каверин — русский советский писатель, драматург и сценарист.
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Санька все-таки решил идти дальше, когда его покинули силы?»
1) Он испугался волков, которыми его напугал Петька.
2) Он решил идти вперед, потому что в Туркестане был хлеб.
3) Он дал Петьке клятву, что не будет сдаваться ни при каких обстоятельствах
4) Он очень хотел увидеть солнечные города, привольные сады.
Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Петька пугал меня волками, ругался, даже бил — все было напрасно.
2) Так от деревни к деревне, от станции к станции мы наконец добрались до Москвы.
3) Мы выдавали себя за братьев — это производило трогательное впечатление.
4) Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога был продан, помнится, за два куска студня.
Задание 4
Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука.
Задание 5
Из предложений 1—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
Задание 6
Замените разговорное слово «врать» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «рассказывал с подробностями», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Задание 9
Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Так от деревни к деревне, (1) от станции к станции мы, (2) к счастью, (3) наконец добрались до Москвы. Дорогой мы продали, (4) променяли и проели почти все, (5) что было взято с собой из Энска. Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога был продан, (6) помнится, (7) за два куска студня.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
Я заплакал,(1) но встал. Поздней ночью мы дошли до деревни. Деревня была староверческая, (2) но одна старушка все же приняла нас, (3) накормила и даже вымыла в бане.
Так от деревни к деревне, (4) от станции к станции мы, (5) к счастью, (6) наконец добрались до Москвы.
Задание 13
Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Г. Милославского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
↑ Часть 3. Сочинение
Задание 15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Непроданными остались только наши бумаги-клятвы, подписанные кровью «П.С.» и «А.Г.»...».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.