Содержание:
↑ Часть 1. Изложение
Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Тексты и аудиозаписи изложений
↑ Часть 2. Тест по тексту А. Лиханова
Прочтите текст и выполните задания 2-15
(1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди.
(3) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна.
(4)Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул.
(9) После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему:
(10) — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся.
(11) Сашка опустил голову.
(12)— Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись.
(17)Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу.
(18)— Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения!
(21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком.
(22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков.
(27)Ходил Иван Алексеевич и на математику и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.
(30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова.
(34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил.
(По А. Лиханову)
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учитель математики поставил Свиридову пятерку с плюсом?»
1) Учитель любил плюсы и минусы
2) Несмотря на то что ответ был неправильным, Свиридов подошел к решению задачи нестандартно.
3) Свиридов был его любимым учеником
4) Задача была сложная, но Свиридов справился с ней.
Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) Ходил Иван Алексеевич и на математику и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска
2) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна
3) А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся.
4) Однажды Свирид такой номер выкинул.
Задание 4
Из предложений 8-22 выпишите слово, в котором написание приставки определяется правилом: «Из предложений 40—43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З».
Задание 5
Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правил.
Задание 6
Замените просторечное слово «обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «офицерском кителе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Задание 9
Среди предложений 1—6 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространенным определением. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Правда(1), такие отметки он ставил очень редко: например(2), если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку(3), что даже учитель удивится. Однажды Свирид такой номер выкинул.
После контрольной,(4) когда раздавали тетради с отметками,(5) Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему:
— А ты знаешь,(6) Свиридов,(7) у тебя ответ не сошелся.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы,(1) а за то,(2) что она преподавала русский язык. Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного,(3) она тут же сажала на место и ставила двойку. Нужно было потом за ней ходить и клянчить,(4) чтобы вызвала снова.
Задание 13
Среди предложений 21-29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным(неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
↑ Часть 3. Сочинение
↑ Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б. Голуб: «Различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений, действий». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
↑ Задание 15.2. Объясните финал текста
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
↑ Задание 15.3. Учитель. Кого можно назвать настоящим учителем?
Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Кого можно назвать настоящим учителем», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.