Содержание:
↑ Часть 1. Изложение.
Задание 1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Тексты и аудиозаписи изложений
↑ Часть 2. Тест по тексту Ю.А. Яковлева
Прочтите текст и выполните задания 2-15(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.
(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
– (9)Отведай, внучок, моего коржа.
(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял
с неудержимой силой, и вскоре его не стало...
(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
– (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.
(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.
(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.
(21)Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед! (23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.
(27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.
(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
– (29)Дед велел простирнуть!
(30)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.
(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.
(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.
(По Ю.Я. Яковлеву)
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дед не стал есть корж?»
1) Дед был жадным и не захотел делиться с внуком.
2) Дед жил на пасеке, редко приходил домой, и ему нужно было запастись хлебом на будущее.
3) Дед решил сохранить нетронутым корж, чтобы внук потом мог его съесть.
4) Дед хотел сохранить корж как память о голодных военных годах.
Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
2) Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
3) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
Задание 4
Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Задание 5
Из предложений 31—37 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Задание 6
Замените устаревшее слово «отведай» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «радостный огонёк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 11.
Задание 9
Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Дед не стал есть гостинец,(1) а отнёс его в шалаш. До чего же он жадный,(2) этот дед! Совсем,(3) видно,(4) одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж,(5) чтобы не делиться и потом спокойно жевать его,(6) макая в липкий гречишный мёд.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни,(1) когда на огороде топили прокопчённую,(2) покосившуюся баньку.
Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком,(3) по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили,(4) опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку,(5) и вода стекала ему в ладонь. Он пил эту сладковатую пчелиную воду.
Дед не стал есть гостинец,(6) а отнёс его в шалаш.
Задание 13
Среди предложений 21—27 найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 7—13 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
↑ Часть 3. Сочинение.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. А. Введенской: «В лексическое значение многих слов, помимо предметного содержания, входит и эмоциональная окраска». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.