Каламбур — это игра слов, основанная на столкновении в одном контексте различных значений слова или омонимов. Ведь ясно, что глагол шел имеет различные значения, когда мы говорим: шел дождь и шел студент. Соединили их в одной фразе, и получилось смешно.
Чаще всего каламбуры используются как средство комического: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н. В. Гоголь). Сопоставление прилагательного исторический («относящийся к науке истории») и бытового значения слова история («неприятный случай») создает комический эффект.
Каламбур часто используется в таких жанрах художественной литературы, как эпиграммы и шутливые стихи. Вот примеры из стихотворений известного поэта XIX в. А. К. Толстого, любившего эти жанры художественной литературы.
Из эпиграммы:
Раз архитектор с птичницей спознался...
И что ж? в их детище смешались две натуры:
Сын архитектора, он строить покушался;
Потомок птичницы, он строил только куры.
Столкновение фразеологизма строить куры («ухаживать») с глаголом строить, употребленным в прямом значении, получает каламбурное осмысление. Фоном для каламбура служат слова птичница (ассоциируется со словом куры) и архитектор (ассоциируется со словом строить).
Особый вид каламбуров — составные рифмы. Очень широко такие рифмы использовал русский поэт XIX в. Д. Минаев. Вот его шутливые стихи:
Не ходи, как все разини,
Без подарка ты к Розине,
Но, ей делая визиты,
Каждый раз букет вези ты.
Однако каламбур не всегда вызывает смех. Он может присутствовать в серьезных, даже трагических произведениях.