Отцы и дети: аргументы к итоговому сочинению по произведения русской литературы.Отцы и дети. Недоросль. Гроза. Война и мир.


Итоговое сочинение. И.С. Тургенев "Отцы и дети". Л.Н. Толстой "Война и мир". Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.А. Островский "Гроза". НАПРАВЛЕНИЕ ОТЦЫ И ДЕТИ.   
Темы: Проблема отцов и детей, взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений,причины конфликта, воспитание, гармония в отношениях отцов и детей, преемственность поколений, вечный спор отцов и детей. 

Д.И. Фонвизин «Недоросль» В пьесе проблема отцов и детей решается через события в семье Простаковых. Самовластная барыня-тиран – мать семейства, безгласная Еремеевна, супруг – забитый хуже крепостного, Митрофан, невообразимый обжора, увертливый и хитрый, как бес. Он весьма сметлив, и всегда в свою пользу. «Вот злонравия достойные плоды» - это о нем говорит Стародум. Пагубное влияние порочного воспитания сформировало в Митрофане склонность к предательству. Он предает свою «мамку» Еремеевну: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю; опять нажалуюсь матушке…». Он предает и родную мать. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишенная права бесчинствовать в своем имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!» Но сын отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». По-человечески её жаль. Проще всего видеть в ней самовластную помещицу и только. Вряд ли надо доказывать, что она беззаветно любит своего единственного ребенка. Она его нравственно калечит своей любовью. Это бесспорно. Но ведь она и сама искалечена. Она глубоко страдает, когда убеждается в неблагодарности сына. 


Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»


М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью – этому герою чуждо и недоступно. Потому и потянуло его к брату Николаю, столь непохожему на него, столь далекому от страстей и сфинксов. Павел Петрович греется около чужого маленького тихого счастья, около духовного благополучия брата. Он издали любуется невозможным для него самого патриархальным укладом жизни, где за любовью следует брак, где, горестно оплакав смерть жены, можно на закате жизни обрести не менее праведную вторую любовь и вновь создать семью, и вновь растить детей. 

В Николае Петровиче Кирсанове воплощен тип человека «нормы», в нем сила устоя и традиции. Он – отец. И отец вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг как можно лучше. Его жизнь обыденна и внешне неинтересна, но глубинно правильна! Что дало ему силу не сломиться, выстоять после смерти горячо любимой жены? Что дает ему силу заниматься хозяйством, воспитанием сына? Что позволит сохранить чистоту и свежесть чувства, чтобы полюбить Фенечку, растить Митю, зачитываться Пушкиным, играть на виолончели, живо интересоваться нигилизмом и на новом уровне строить отношения с повзрослевшим сыном? Великая жизненная сила! Она постоянно обновляется в Николае Петровиче тем, что он ощущает себя не самодостаточной личностью, кружимой таинственными страстями, но сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений. Он поступает – как должно, живет – как заведено от веку. Усвоенные им традиции отцов и дедов создают некую схему человеческой жизни, которую каждый наполняет своим живым содержанием. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, как залог вечного обновления жизни.
Как истово исполняет Николай Петрович свой долг отца! Почему, доставив Аркадия в Петербург, остался с ним, отчего не вернулся в Марьино? Зачем так старается сблизиться с соучениками сына, читает книги, которыми увлекается Аркадий? Да потому, что его волнует не только материальное благополучие сына. Он занимается его духовным развитием, делает все, чтобы понимать новые увлечения молодежи, следит за современной жизнью. 


У каждого молодого человека наступает период взросления, когда он стремится обрести себя, отвергнуть все былое во имя нового; когда жизнь, дела и верования отцов представляются наивными заблуждениями, а собственные мысли или идеи современных кумиров-ровесников кажутся высшими откровениями, истиной в последней инстанции. Это необходимый этап взросления, обретения самого себя. Необходимый – но очень тяжелый. Именно в этот момент отношения с родителями особенно напряжены, доходят до полного взаимонепонимания, взаимоотрицания. Так было и будет всегда.

К этому-то периоду и готовится исподволь мудрый Николай Петрович. Он как бы заново переживает с сыном этот проблемный возраст, готовясь достойно встретить грядущие трудности, чтобы не оттолкнуть Аркадия в слепой обиде на чужую молодость, поддержать его, помочь. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, он стал мудрым и любящим отцом. Любя и почитая брата, он ни на йоту не поддается его влиянию, идет своим собственным путем. Как достойно ведет он себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Поздняя его любовь к простой девушке несовместима с аристократическими понятиями Павла Петровича. Оберегая «принсипы» брата, Николай Петрович не женится на Фенечке, но строит жизнь так, что и она, и Митя чувствуют неустанную заботу любящего человека и отца. Он вступит в законный брак, когда поймет, что брата Павла это не оскорбит. А вот Аркадий постоянно находится под чьим-то влиянием: то родительским, то Базарова, то Одинцовой, то Кати. У него как будто и есть убеждения, но всегда оказывается, что эти идеи и принципы не его, а заёмные, чужие. Ах, как это важно иметь свои, собственные убеждения! От Аркадия остается удручающее впечатление: если «природа-мать» будет посылать миру таких сыновей «заглохнет нива жизни». Жизненный эмпиризм нуждается в свете мысли – новой мысли. Потому-то с таким интересом Николай Петрович присматривается и прислушивается к Базарову. Он терпит горькие обиды и все же испытывает к нему острое любопытство. Жизнь всегда ждет руководящей идеи, которую люди, подобные Аркадию, никогда не породят.
Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Николай Петрович, и осуществляют связь поколений. Именно они связывают воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, сохранив здоровые корни, передав своим детям простые и мудрые жизненные принципы. 

Отец и сын Базаровы – особая тема романа. С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.
Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
Что понимал Базаров в своих «стариках»? Они ли «недоразвились» до него или он не дорос до этих необразованных, простых людей, с их умением любить, с их понятиями о чести и нравственном долге?

С отцом Евгения связывают еще и общие занятия медициной. Но даже профессия не может их объединить: слишком высокомерно, презрительно относится сын к попыткам Василия Ивановича не отстать от века. Как только может, он показывает отцу, что познания его устарели, что профессиональный разговор с ним ему скучен. А ведь отец был первым его учителем в медицине, первым, кто направил его по избранному пути. Неуважение к отцу и к наставнику – большое ли то достоинство, даже если ученик пошел значительно дальше учителя? Отец прекрасно понимает, что интересы сына лежат в иной, нежели медицина, области. А ведь Базаров никогда не говорил с отцом о своих убеждениях, о жизненных целях! Уж такой ли отец не понял бы своего сына, если б тот только пожелал с ним общаться в ином тоне, кроме насмешливо-снисходительного! Откуда это взаимонепонимание, эта отчужденность между ними?

Можно вновь вспомнить о драме Павла Петровича, отвергшего путь отца, не создавшего ни Дома, ни потомства. О горьком его уделе – греться на старости лет у чужого счастья. Не умевший быть сыном не может стать отцом – такова судьба «героев времени». Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном – эти явления слишком взаимосвязанные. А с другой стороны – «герои времени» способны обновить жизнь, без них смена поколений оказывается лишь механическим повторением и ведет к вырождению. Такова философия жизни.

Загнанный в тупик Базаров все-таки вернется в родительский дом, спрячется в нем, как зверь в нору, от самого себя, от своей души. Чем глубже, чем умнее человек, тем тяжелее для него проходят периоды переоценки ценностей. Свое мировоззрение, свое понимание мира Базаров обретал ценой мучительных раздумий, до каждой истины доходил сам, не принимая готовых рецептов, выстраивал все с нуля. Ему стократ тяжелее перешагнуть через кровью добытые убеждения. Себя Базаров считал богом («Не Богам же… горшки обжигать!»), и теперь должен понять и принять мир с иными богами, мир, где ему уже не доведется так возвыситься в собственных глазах. Он изменился: ищет общества, бродит по огороду с отцом, помогает ему во врачебной практике. Начавшийся процесс сомнений в истинности его теории необратим. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. Смерть не озлобляет героя. Неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей, не помешать им искать утешение в религии. В нем просыпается сыновнее чувство. Какие бы люди не приходили в мир, как бы ни отрицали духовное начало, родительское начало, они уходят – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо – и безутешные двое у могилы сына. Только так продолжается жизнь.


А.Н. Островский «Гроза»   Марфа Игнатьевна Кабанова – невежественная, но проницательная, руководствуется любовью к своим детям, той любовью, какая ей доступна. Она с болью видит, что дом её накануне краха, что на сына надежды никакой: хозяином он не станет, да и дочь – словно чужая. А уж Катерина! Извечная ревность матери к жене сына усугубляется тайным страхом перед внутренней силой, которой наделена Катерина, перед её терпеливым миролюбием, не допускающим, однако, унижения. Марфа Игнатьевна собственными руками губит свое семейство. Несомненна её причастность к пьянству Тихона, поведению Варвары, самоубийству Катерины. Действует Марфа Игнатьевна вполне убежденно, и сердце её материнское впрямь болит, но она делает все мыслимое и немыслимое, чтобы расшатать те устои, за которые ратует. Да и любовь матери к Тихону переполнена презрением: мать учит сына правилам семейной жизни прямо на бульваре, в присутствии его жены и сестры, на виду у гуляющих калиновцев, намеренно унижая его.  
Может быть, Тихон и любил свою Катю, только не понимал ни её, ни себя, ни возможного счастья. Никто этому его никогда не учил. И только смерть Катерины всколыхнула в душе героя чувства. Отчаяние Тихона пробуждает в читателе глубочайшее сочувствие. Но справедлив ли он в этот страшный миг? Неужто не проснулось в нем сознание собственной вины? 



Пути духовного сближения поколений. Л.Н. Толстой «Война и мир»
«Род человеческий развивается только в семье…». Лев Николаевич Толстой всегда считал, что склад психологии человека, его взгляды и судьба целого поколения во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. В семье, в семейной жизни видел писатель одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для Толстого - микрокосм человеческой общности, и важнейшей характеристикой героев его многочисленных произведений становятся отношения в семье. Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? К какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Какова этика этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери? Вот вопросы, на которые следует обратить внимание.Л.Н.Толстой придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа-мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви. Она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.Отличительные черты семьи Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, он добровольно заточил себя в имении.
Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «…сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. «Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя». Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чувств других. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.Любимые семьи Толстого объединяет то, что они противостоят Курагиным, Друбецким, Бергам. Эти люди недостойные. Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Безошибочным критерием служит их отношение к детям. И Элен, и фрейлина Шерер бездетны. Более того, их невозможно представить в окружении детей. Абсолютный эгоизм лишает их возможности материнства. И в отчетливом нежелании Элен иметь детей Толстой усматривает не только результат ее безнадежной испорченности, но и разумный ход природы, лишающий это чудовище женского, материнского начала. Ибо отношения с детьми у таких людей, как Элен, глубоко бесчеловечны. Члены семейства Курагиных связаны друг с другом смесью низменных инстинктов и побуждений. Мать испытывает к дочери ревность, отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи. Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически – и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Неутолимое тщеславие, абсолютный эгоизм, стремление к разрушению – вот раковая опухоль, пожирающая личность носителя, не защищенного от нее твердыми нравственными принципами. Есть еще одна семья – идеальная по мысли Толстого. Это семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова. В этой семье Пьер – интеллектуальный центр. Духовная опора, ее основа – Наташа. Рождение и воспитание детей, забота о муже – великое дело, семейное созидание. Человеческая равноценность (не равноправие!) Пьера и Наташи – в этом Толстой видит гармоничность этого союза.В романе «Война и мир» семья выполняет свое высокое назначение. Дом у Толстого – это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях они хранят простоту, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение друг к другу.  

Источник: Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018/2019 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2018. – 65с. 
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent